• 22.05.2016 20:31

О странностях любви  ]
Член еврейской общины сексуально домогался другого члена общины, который потребовал прекратить эти домогательства. Оба члена общины семейные взрослые люди. Что необходимо предпринять для избежания конфликта? Как разрешается подобный конфликт в еврейской традиции? Заранее спасибо за Ваше разъяснение!

Хорошо для начала бы понять, что именно произошло (иначе невозможно давать конкретные рекомендации) - например, что вкладывается в слово "домогался". Писал письма с предложением к замужней женщине развестись с мужем и выйти за автора письма, который ради этого разведётся со своей женой? Или, не дай Б-г, предпринимал какие-то более активные действия?

  • 22.05.2016 20:25

Смешанный брак  ]
Уважаемый рав Зельман, меня давно мучает такой вопрос: Что для верующего еврея лучше - выполнить заповедь "плодиться и размножаться" с нееврейкой, или не выполнить эту заповедь вообще? Разумеется, я понимаю, что лучше всего было бы  "плодиться и размножаться" с еврейкой, но допустим, что сложилась такая ситуация, когда верующему еврею пришлось из двух зол выбирать меньшее. Реальный пример: один еврей к 40 годам не смог найти достойную еврейскую девушку, поэтому женился на нееврейке, завел детей и живет в счастливом браке. А второй еврей - тоже не смог найти еврейку до 40, но отказался от брака с гойкой, поэтому в итоге остался бездетным и одиноким. Какой из них двоих поступил правильнее?

Разумеется, и то, и другое плохо. Однако, поскольку с помощью нарушения Закона (смешанного брака) всё равно невозможно исполнить заповедь плодиться и размножаться (как приводится в известнейшем отрывке из 3-ей главы талмудического трактата Кидушин), получается, что второй человек, оставшийся бездетным и одиноким, сделал всё, что мог, старался, и не нарушил Закон действием, а первый - и нарушил Закон, и не исполнил заповедь "плодиться и размножаться". 

  • 22.05.2016 20:19

Святые книги  ]
Спасибо. "Напомню: Раши на 24-ом листе трактата Макойс приводит эту историю про р. Сафру".  Сейчас нашёл, где я собственно это и читал. Т.е., р. Куклин заблуждается, утверждая, что это Бава Батра 88а? Раздел Незикин, но всё же.

Нет-нет, не заблуждается, там тоже это есть, и тоже - сама история - в комментарии Раши. 

  • 22.05.2016 20:13

Смешанный брак  ]
Здравствуйте! Как можно узнать, еврей мой муж или нет. Его прабабушка и прадедушка жили в селе Замшаны и по истории там были переселенцы евреи. И муж предполагает что его прабабушка и прадедушка были евреями. Муж хочет узнать свои корни.

Здравствуйте! Читайте подборки вопросов и ответов "Смешанный брак" и "Переход в иудаизм", там много на эту тему. Сразу отмечу, что любые поиски должны завершиться нахождением каких-то подтверждающих документов, ни на каких предположениях определение еврейства строиться не может. 

  • 22.05.2016 20:11

Еврейское образование  ]
Добрый день. Возможно сотрудничество в туризме с Хасидами в смт Меджибож Хмельницкой области. Есть здание которое требует небольших инвестиций для проживания и питания туристов.

Добрый! Пожалуйста, пришлите какие-то свои контакты - вполне возможно, кто-то из моих близких знакомых заинтересуется этим проектом. 

  • 22.05.2016 20:09

Переход в иудаизм  ]
Добрый день. Прошу Вашего совета в запутанной ситуации. Начну с того, что семья моей прабабушки (по женской линии) была еврейской. Прабабушка родилась в конце 19 начале 20 веков. Точной даты пока не удалось установить. Она вступила в первый брак с евреем, который умер и она осталась вдовой с сыном. Потом она вышла второй раз замуж, с разрешения своего отца, за христианина. Сын от первого брака остался воспитываться в еврейской семье (видимо таковы были условия со стороны её семьи). В итоге от второго брака родилось ещё двое детей - сын, который погиб на войне и моя бабушка, которая уже умерла. Найти пока своих предков по линии бабушки со стороны её мамы не удалось. Тема довоенной и военной жизни в семье была табу, бабушка прервала контакты со всеми родственниками со стороны своих родителей (и по христианской и по еврейской линиям). Национальность у бабушки вовсех документах записана по отцу. По документам, которые удалось найти, удалось установить только фамилию по мужу родной сестры прабабушки (еврейскую). Получается, что доказать принадлежность к еврейскому народу пока нет возможности (по запросу о рождении бабушки в архив пришёл ответ, что данных о её рождении не найдено, а устно получен ответ, что архив за данный период уничтожен во время оккупации). Но я чувствую в себе еврейскую кровь и хочу быть полноценным членом еврейского народа. На данный момент я замужем, мы с мужем нерелигиозные, у нас есть сын. В моей семье женщины некрещенные, да и остальные атеисты. Муж не против моего большого желания присоединиться к еврейскому народу. Возможно ли мне присоединиться к еврейскому народу и его религии? И что мне вообще необходимо для этого сделать? Заранее благодарю за ответ.

Добрый, читайте на нашей странице подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм", так - множество ответов на похожие вопросы! Всего Вам доброго. 

  • Сфасман

  • 22.05.2016 20:06

Знаменитые евреи  ]
Шалом, Рав, Сфасман с нетерпением ждет в ближайшее время обещанный Равом набор удивительных фактов времён войны, касающихся р. Ицхака-Зеева. Забегая вперед, хотелось бы узнать, будет ли таки освещен вопрос взаимоотношений нынешнего и предыдущего героев сериала, для, так сказать, преемственности повествования.

Одна их важнейший задач при описании сверхъестественных явлений из жизни раввина из Бриска – не увести повествование в неподходящую (хотя и дружественную!) область «хасидских историй о чудесах». Для литовского еврейского мироощущения, как известно, в гораздо меньшей степени, чем для хасидского, характерно подчёркивание «чудесности» личности праведника и его деяний. Утверждается (как подробно и глубоко разъяснено в «ответе» р. Мойше Файнштейна, посвящённом «каббалистам-чудотворцам»), что любые сверх-способности и провидения непременно должны быть связаны с высочайшим уровнем знаний Торы, причём, не только в её каббалистической части (вроде бы связанной с чудесами в первую очередь), но в области всей еврейской истории и Закона – Танаха, обоих Талмудов, Шулхан Аруха. Когда ребёнка в утробе матери (Талмуд, трактат Нида, 30) «обучает ангел всей Торе», «во лбу у ребёнка горит свеча», и ребёнок может «видеть от начала до конца мира». Как только ребёнок рождается и забывает то, чему его обучали, свеча гаснет, и сверхъестественное видение прекращается. ГЛУБОКОЕ ЗНАНИЕ ЗАКОНА – вот главная цель жизни и – заодно – условие самой возможности чудес, которые воистину замечательны, однако всё-таки не имеют решающего мировоззренческого значения. Как говорил знаменитый р. Менахем-Мендл из Коцка, «тот, кто не верит в хасидские предания, - еретик! А тот, кто верит, - идиот». Т.е. (трактуя блестящий афоризм по-простому), сама возможность «чудес», возможность прямого Высшего Вмешательства в человеческую жизнь – бесспорна, и даже более того – является одной из основ нашего мировоззрения. С другой стороны – выдвижение этого момента НА ПЕРВЫЙ ПЛАН, построение на нём всего Здания Традиции, - не соответствует традиционному еврейскому приоритету интеллектуализма, Знания, т.е. такое превалирование (педалирование) «чудесного» – при всей братской любви к жанру и его носителям – НЕ ИУДАИЗМ, А ИДИОТИЗМ. Исходя именно из этого традиционного «литовского» видения, важнейшей чертой р. Ицхака-Зеева Соловейчика является его педагогическая деятельность, его книга «Хидушей hа-Гриз» («Открытия р. Ихцака-Зеева»), где разъясняются сложнейшие, глубочайшие талмудические проблемы, а не то, каким способом (действительно по-человечески невероятным, сверхъестественным) Б-г вынес великого мудреца из Европы, уже охваченной пожаром войны. И всё-таки – два небольших, но ярких эпизода. Первый – с бомбёжками и благодарностью. Второй – с поездом, ехавшим через оккупированную Польшу.  

  • 22.05.2016 05:33

Религия и искусство  ]
Уважаемый рав! очень нужен Ваш совет и наставление. Я родилась и выросла в России; у моего отца мать - еврейка, дедушка с материнской стороны - тоже еврей, бабушка (мать мамы) была еврейкой по матери (прабабушка - последняя, у кого по женской линии указана еврейская национальность в свидетельстве о рождении). Простите, если очень запутанно объясняю. Родители моих родителей отошли от еврейской традиции, считали себя "советскими людьми". А уже мои родители пришли к христианству, не чувствуют связи с еврейскими корнями, хотя и не навязывают свою позицию нам, детям. Мне сейчас 23 года. В подростковом возрасте я с подругой-еврейкой начала ходить на шаббат, и впервые задумалась о том, кто я, с тех пор чувствую постоянную тягу к еврейской истории, музыке, традициям. В 18 лет уехала самостоятельно в другую страну учиться в университете. Хожу иногда в синагогу, недавно начала учить иврит, читаю Тору. Я не могу сказать про себя, что я - еврейка, я на данный момент не соблюдаю шаббат, кашрут; ведь меня воспитывали в христианской традиции (хотя воспитание не было религиозным). Смогу ли я вообще быть когда-то настоящей еврейкой, если очень захочу и приложу максимум усилий? Но и русской мне сложно себя считать, я не чувствую себя причастной к русской культуре. Ещё есть такой момент - мне тяжело вычеркнуть христианство полностью из своей жизни (я искусствовед, часто бывает что нужно заходить в церкви по "профессиональным" соображениям). Во мне сидит обида на бабушку, я чувствую, что меня лишили того, что причитается по праву рождения - воспитание по законам иудаизма, традиции и культура. Являюсь ли я сейчас еврейкой по еврейским законам и как мне быть в этой ситуации? Спасибо Вам большое за Вашу работу.

Здравствуйте. Во-первых, если Вы точно знаете, что Ваша бабушка (мама мамы) - еврейка, т.е. что её мама еврейка, то Вы тоже еврейка, и именно что "настоящая". Во-вторых, Шаббат и кашрут, конечно же, надо соблюдать - ничего сложного в этом нет, говорю Вам как искусствовед искусствоведу. Да, представьте, мне тоже "трудно вычеркнуть" мировую художественную составляющую из мировоззрения, и даже более того - ради поддержания хороших отношений и нахождения общего языка с нашей русскоязычной еврейской интеллигенцией я часто пользуюсь своим "первым образованием" (почитайте тут подробку вопросов и ответов "религия и искусство"). Моя специализация в иудаизме - работа с этим специфическим контингентом, и из-за этого приходится помнить и применять всё - от Брейгеля до Дали, от Гомера до Бродского, от Палестрины до Шнитке. Так что, если есть дополнительные вопросы - обращайтесь, готов помочь Вам построить правильные отношения с Б-гом и Его Законами - практически без отрыва от производства (да и возраст Ваш мне очень хорошо знаком - сейчас почти 23 года моей старшей дочери, глубоко знающей и соблюдающей нашу Традицию и при этом не уступающей иным искусствоведам в знаниях мировой художественной культуры...).  

  • 22.05.2016 05:13

Прочие законы  ]
Здравствуйте уважаемый рав.Вопрос - такой. Иудаизм учит обязанности беречь здоровье .(Раввины приводят заповедь из Торы - Только очень берегите ваши души.)Очень часто медицинская наука на протяжении истории меняла свои представления на диаметрально противоположные ( например сливочное масло и куриное яицо считали чуть ли не холистериновым ядом для организма , а теперь -чуть ли не лекарство в разумных количествах ,табакокурение раньше врачи прописывали в качестве лекарства, теперь же однозначно считают отравой , ну и т.д.) .Да и сейчас -одни медики говорят о пользе (например вегетарианства , бега и многого другого) одного , другие о вреде того же самого .Возникает вопрос - а как беречь - что должно быть критерием пользы и вреда для здоровья , какие знания в этой области можно считать истинными. И второй вопрос - более общий (но связанный с первым)- в Торе много заповедей ,исполнение которых предполагает знание законов физического мира - какие знания считать истинными ? Опираться на переменчивую и разномненную науку своего времени? (В средние века зачастую кровопускание больному считалось делом спасения жизни, а теперь скорее неумышленным убийством ) Только на свой личный опыт ?( лично ведь не будешь проверять -опасен ли яд) . На опыт большинства людей ? (История показывает , как иногда и большинство фанатично предавалось ложным и отвратительным представлениям- германский фашизм ,например. Сейчас в интернете существует такой вид заработка , как написание за деньги заведомо лживых отзывов о товарах и услугах ,включая лекарства). Даёт ли Тора какие-то критерии ,ориентиры ,советы в вопросе получения правдивых знаний законов физического мира ? Заранее благодарен за ответ.

Здравствуйте, и - спасибо за замечательный, важный вопрос. Проблема, как очевидно, имеется, и ни замалчивать её, ни отмахнуться чем-то простым и кратким не получается. Действительно, научные знания изменчивы: один только кофе за последние несколько лет несколько раз объявляли то вредным, то полезным... Приходится полагаться на большинство современных нам авторитетов в области деитологии и здорового образа жизни. Например, сегодня подавляющее большинство специалистов считает, что есть вечером (примерно после семи часов) - вредно. Или что алкоголь в больших количествах вреден, а пара глотков хорошего вина - полезна. Или что курить таки да вредно. Или что сахар и соль в значительных количествах разрушительны для организма. Или что умеренные (непрофессиональные), но постоянные занятия спортом укрепляют иммунитет. Всё это приходится принимать и применять. Разумеется, стремление к здоровому образу жизни не следует доводить до фанатизма и болезненной ипохондрии: в Шабес, например, можно и нужно вкусно поесть, позволить себе некие излишества - по сравнению с суровыми буднями. Другое вопрос, что никто не заставляет есть то, что плохо усваивается данным конкретным человеком - например, мясо, которое заповедано кушать по Субботам и праздникам, может кем-то плохо перевариваться, и в этом случае можно без него обойтись... В общем, как Вы верно предположили, нужна комбинация двух факторов: того, что утверждает большинство специалистов нашего времени, и самоощущения человека (что укрепляет его организм, а что ослабляет). 

  • 20.05.2016 18:08

Отношения с неевреями  ]
А почему все повторяют обрезание за Авраамом, ведь в почтенном возрасте 99 лет ещё и не такое может прийти в голову? Или же возможна ошибка в месте приложения - например, есть древние статуи без фаланг мизинцев на ногах, чем не способ отличаться от? Свидетельствую как гой: там ну очень высокочувствительные нервные окончания, заточенные под взаимоскольжение. Вторых таких даже и нет нигде, если только у женщин. Возможно, и уважаемые евреи когда-нибудь одумаются.

"Повторяют" не за Авраамом, многоуважаемый гой. Повторяет за Б-гом. Кстати, о том, что Авраам сделал обрезание в возарсте 99 лет, Вам тоже известно из Святого Писания. И если вы верите в этот факт, поверьте и в то, что обрезание - неотъемлемая часть Синайского Откровения, заповедь Вс-вышнего, данная Его народу. Вы же - будьте любезны, ни в коем случае не расставайтесь со своими "чувствительными окончаниями, заточенными под скольжение". 

  • 20.05.2016 18:04

Кошерное питание  ]
Шалом , А кошерна ли в Пэсах Глюкозный сироп сделаный из кукурузы и пшеницы ?

Всё, что сделано из пшеницы, и при этом не является Мацой (или продуктом из "мацовой муки"), в Песах неупотребимо. Кукурузу в Песах не едят только ашкеназские евреи.

  • 20.05.2016 18:02

Отношения с неевреями  ]
Ноахид может вешать мезузу и носить цицит?

Теоретически да. А практически так делают только если находятся в процессе принятия Гиюра (всё-таки эти вещи - специфически еврейские и заповеданы евреям...). 

  • 20.05.2016 18:01

Знаменитые евреи  ]
Что если у раввина стопроцентно гойская фамилия - Игаль Полищук - можно ли сделать вывод о наличии примеси соответствующей крови?

Что Вы, не в коем случае, очень много есть Полищуков стопроцентных евреев. Каких только фамилий не бывает у чистокровных представителей нашего народа... 

  • 20.05.2016 17:59

Прочие вопросы  ]
Шалом! Подскажите, пожалуйста, если в сокращении через гершаим последняя буква мем, то она меняется на мем софит или нет? Например, גױיִשע קװאַרטירנדיקע מוטער будет גק״ם или גק״מ?

Шалом! Насколько я знаю, правильнее софит: ведь мы пишем רמב"ם, а не רמב"מ, как Вы понимаете... 

  • 20.05.2016 17:57

Святые книги  ]
Что произошло с первыми людьми в раю, в чем они согрешили ? Что это за дерево ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА?

Абсолютно невозможно в таком формате ответить на этот огромный вопрос. Не пересказывать же первую главу Торы ("Берешит") со всеми комментариями... При том, что я, конечно, стараюсь (вот уже 14 лет) отвечать тут на все вопросы по Традиции, даже мой немалый опыт работы не может заменить Вашего самостоятельного (с невиртуальным наставником) изучения Святых Книг... 

  • 20.05.2016 17:47

Отношения с неевреями  ]
Здравствуйте, господин раввин! Говорят, что обрезание, что это союз с Богом. Если так, то какую роль этот союз сыграл с евреями в период войны на оккупированной территории и в плену? Впрочем, это вопрос риторический. Но как вы объясните тот факт, что необрезанные имели шанс спастись и спаслись?

Здравствуйте. Катастрофа - тема тяжелейшая, очень болезненная, и уж точно - не для краткого вирутального комментария... Однако, если формулировать елико возможно ёмко, получается, что именно из-за уничтожения еврейского народа, необрезанные имели шанс... И в этом - не нарушение, а как раз соблюдение нашего Вечного Союза с Б-гом. Союза, который держит нас рядом с Творцом "и в горе, и в радости". 

  • 20.05.2016 17:42

Прочие законы  ]
у моей дочери муж не еврей против брит-милы можем ли мы сделать брит без его соглосия

Без всяких сомнений, по Закону Торы обрезание еврейскому ребёнку делать необходимо, кто бы и как на то не реагировал. Очень надеюсь, что в той стране, где Вы живёте, муж-нееврей, против желания которого такое сделали, не сможет воспользоваться против Вас механизмами местного нееврейского законодательства... 

  • 20.05.2016 17:40

Прочие законы  ]
грех лашон-а-ра_ что это? Пожалуйста объясните поподробнее

Грех "языка злого". Одно из самых распространённых и тяжких нарушений закона Торы. Определение злословия оказывается неожиданным для современного светского человека: запрещено передавать негативную информацию (о нарушениях Закона Вс-вышнего - как в области отношений человека и Б-га, так и в том, что касается отношений между людьми), даже если эта информация является правдой. То есть нельзя не только клеветать (это подпадает под другой запрет - "выводить дурное имя"), но и говорить правду, если она порочит другого человека, выставляет его нарушителем законов Творца. Отмечу, что речь идёт именно о нарушениях Закона. Сообщить, что некто, например, очень плохо сдал экзамен по математике или даже слабо разбирается в хитросплетениях логики Талмуда - не злословие. Однако становится таковым, если добавить, что вместо подготовки к экзаменам человек бездельничал, ленился, а Талмуд плохо понимает, потому что халатно, нерадиво относится к его изучению. Злословие ради благой цели (ле-тоэлет) разрешается и иногда даже является обязанностью: например, если нужно предупредить знакомого, что он собирается вступить в партнёрство в человеком, известным своей непорядочностью... 

  • 15.05.2016 12:13

 ]
МОЖЕТ ЛИ АБСОЛЮТ БЫТЬ ТВОРЦОМ?

  • 15.05.2016 12:12

 ]
МОЖЕТ ЛИ ТВОРЕЦ БЫТЬ БОГОМ?

  • 15.05.2016 12:11

 ]
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ВАШЕМ СОБЛЮДЕНИИ ИГРАЕТ ВАШЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОСЛЕ МАШИАХА?

  • 15.05.2016 12:10

 ]
В чем отличие мотиваций исполнения заповедей и морали?

  • 15.05.2016 12:09

 ]
Почему свидетельства являются доказательством пророчеств?

  • 13.05.2016 11:24

 ]
Добрый день Раввин Зельман. У меня такой вопрос. Скажите пожалуйста .У моего мужа прадед еврей. И мужа родители ухали в Израиль на ПМЖ. Так имеет ли мой муж право тоже туда поехать или нет?

  • 13.05.2016 01:35

 ]
Жена Якова Ротшильда нееврейка, жена его сына нееврейка. Делают ли современные Ротшильды гиюр, или же являются гоями?

  • 12.05.2016 11:38

 ]
Я читал относительно законов о микве, что: 1) для очищения мужчины перед молитвой подходит любой водоем или даже большой непротекающий бассейн, и 2) для очищения мужчины перед Йом Кипуром при определенных условиях подойдет и душ. В каких случаях подойдет душ? Что если мужчина не может полностью погрузиться в воду, так как это вызывает панический страх?

  • 12.05.2016 01:19

 ]
Почему правосл. неевреи именуют себя "рабами божьими"? Предосуждается ли подобное подобострастие в иудаизме?

  • Сфасман

  • 10.05.2016 18:29

 ]
Шалом, Рав, Сфасман тут к своему удивлению по радио таки услышал, что некий косноязычный азербайджанец Герман Захарьяев в содружестве с равом Шимоном Левиным и свергнутым главой еврейского конгресса Женей Сатановcким предлагают отмечать 26 ияра новый (впервые за 2500 лет!) религиозный (!) праздник. Рав Гольдшмит и Берл Лазар (куда уж без него?) таки с ними. Вроде как и все большие Равы на Святой Земле от литваков до сефардов согласны, даже мизрошники согласны (вот только вот их спрашивать не хватало!). Упомянали р. Исраэля Меира Лау. В Европе равами и вовсе какие-то таинственные меморандумы соответствующие якобы приняты. Что Рав таки думает об упомянутых трех господах и о новом религиозном празднике, который неумолимо приближается? Что это, просачивающаяся в иудаизм путинская пропаганда сталинского режима или новый веселый и искренний праздник с очень грустной предысторией вроде Пурима? Что таки делать Сфасману, отмечать или нет?

  • 02.05.2016 19:43

 ]
Скажите пожалуйста можно ли есть бараний курдюк?

  • 28.04.2016 20:59

Прочие законы  ]
Шалом! Нужен ваш совет, рав. Мы с мужем евреи. Раньше были светскими, недавно появилось желание идти по пути еврейства. Но есть проблема. Мой муж бесплоден, мы много лет не могли завести ребенка. В итоге обратились в клинику, и мне сделали искусственное оплодотворение с использованием спермы постороннего мужчины. Так захотел сам муж, я предлагала усыновить ребенка, но ему хотелось, чтобы хотя бы я была биологически его матерью. Сейчас сыну четыре года. Вопрос, как я понимаю его статус в еврейской среде - мамзер? И как нам быть? Что делать? Никто не знает, что имело место искусственное оплодотворение, даже наши родственники, только я и муж. Мы можем просто не рассказывать об этом факте? Я не хочу, чтобы мой долгожданный ребенок в общине был человеком второго сорта...

Что Вы, что Вы, какой мамзер, не дай Б-г! Семя же было взято в обычной нееврейской клинике, верно? Значит, семя, скорее всего, нееврейское. Лучше бы, кстати, этот факт установить поточнее (как-то разузнать в клинике, вдруг получится). И ребёнок не мамзер. И даже если семя окажется еврейским, есть мнение, что мамзер получается исключительно только после нарушения Закона, т.е. запрещённого Торой соития замужней еврейки с любовником. Кстати, а Хупа у Вас с мужем была? Или вы просто по-светски женаты? Если до искусственного оплодотворения не было Хупы, ребёнок точно не мамзер. Всего Вам самого доброго!