• 17.04.2014 16:17

 ]
не кажется ли Вам пребывание Йоны и события на другом корабле некое пророчество по поводу устроения олама чтобы затихла буря когда нужен будет крайний

  • 17.04.2014 07:47

 ]
Здравствуйте, я мусульманка, мой молодой человек (еврей) предложил мне вступить с ним брак и требует, чтобы я поменяла веру, но я не хочу. Я обязана менять веру?

  • 14.04.2014 16:47

Праздники и посты  ]
Уважаемый Раввин! Что делать если в среду вечером, незадолго до исхода праздника, у меня концерт. Я играю в трио и без меня концерт не состоится. Будет ли это моя вина, либо того, кто заставляет меня в этот день работать?

Скажу Вам как музыкант музыканту: ни в трио, ни в квартете, ни даже в тройном составе оркестра по еврейским праздникам играть категорически не следует. А следует - перенести концерт на час-полтора, и начать сразу после исхода праздника. Вина же за нарушение - на самом нарушителе (если конечно его не заставляют играть под угрозой смерти или тяжких телесных повреждений). 

  • 14.04.2014 06:20

Праздники и посты  ]
Добрый вечер! Завтра уже великий праздник Песах. Что делать, если я готова его соблюдать, но живу не совсем с верующими людьми. Они не готовы избавиться от хамца. Я просила, но меня не слушают. Простит ли меня Господь?

Не волнуйтесь!! Главное, чтобы то квасное, которое принадлежит лично Вам, было полностью уничтожено (или продано по всей форме)! А за чужое Вы не отвечаете! Прекрасного Вам праздника - кошерного и радостного!

  • 14.04.2014 06:18

Отношения с неевреями  ]
Рабби, спасибо за Ваш ответ на мой вопрос о причине запрета нееврею на изучение Талмуда. Вы написали, что "изучение Талмуда из чистой любознательности для неевреев - дело неправильное". Честно говоря, именно такой ответ я ожидала получить. Странно, что не заикнулись о наличии у евреев второй нешамы, без которой понять написанное там правильно ну никак невозможно. А не поясните теперь, почему это дело неправильное? Не потому ли, что при его чтении можно встретить, например, вот это: http://www.revisionisthistory.org/talmudtruth.html? Не пора ли его в очередной раз переписать, изъяв антигойские конструкции.

Давайте не будем, во-первых, злиться ("в очередной раз переписать"... как некрасиво - Талмудическая Традиция передаётся от самой горы Синай как система правильного, вручённого свыше подхода к пониманию Торы и Пророков), а, во-вторых, читать Талмуд по надёрганным искалечанным отрывкам, переведённым на английским язык. И потом (...вообще очень напоминает ответ Преображенского: да, я не люблю пролетариат...): зачем Вам Талмуд, чтобы выискивать "антигойские кострукции"? Прочтите пророка Йешаяу, например (ну хорошо, пусть в переводе - только пожалуйста не тенденциозном антисемитском), он постоянно говорит о великой любви Творца к Его народу, о том, что Б-г никогда не променяет Свой народ ни на какой другой, и, наконец, что все остальные народы (да-да, "гоим", именно это слово - в стихе из 40-ой главы) - "как пыль на весах (какова метафора?)", "как ничто для Б-га"... А вот про еврейский народ сказано (гл. 60): "И падут ниц перед ногами твоими все порицавшие тебя, и назовут тебя Городом Б-га, Сионом, святым Израиля... Ибо народ твой - все праведники, навеки унаследуют землю, росток насаждений Моих, дело Рук Моих на славу". Пророка - тоже будем переписывать?  

  • 14.04.2014 06:00

Отношения с неевреями  ]
Раввин Зельман, вопрос у меня не приятный: почему евреи, так рьяно борятся за чистоту крови (запрет на смешанные браки), но в странах проживания местному населению пропагандируют либерализм, т.н. толерантность, хотя сами этими качествами не отличаются. В "правозащитных" организациях огромное количество представителей Вашего народа, которые любое проявление национальной гордости трактуют нацизмом. Это лицемерие. С уважением.

Вполне нормальный вопрос - ничего неприятного... И ответ очень прост: те евреи, которые "за чистоту крови" (как Вы выражаетесь - на самом деле вовсе не о крови разговор, а о верности заповедям Творца, о пребывании в границах одной культурной Традиции), не пропагандируют либерализм: религиозные люди никогда не отстаивали и не отстаивают либеральные ценности (посудите сами: как верующий еврей может, например, выступать против запрета усыновления детей однополыми парами??). А вот те, кто всегда "против любой национальной гордости", они, чаще всего, и против национальной гордости еврейской. Как правило, в господах либералах от еврейского нету ничего, кроме фамилий... 

  • 14.04.2014 05:54

Смешанный брак  ]
Уважаемый г-н Зельман, я встречаюсь с девушкой еврейского происхождения, но не религиозной. Наши отношения развиваются очень давно и мы планируем создавать семью. для нее еврейство не является мерилом всего и религиозная часть ее не очень интересует. Для меня этот вопрос более важен, так как в связи со смешением кровей в моей семье и советским, относительно светским, воспитании, у меня давно возникла проблема самоидентификации. Я не хотел бы, чтобы мои дети имели схожие проблемы. в дополнении ко всему, мы живем в Западной Европе, что придает вопросу самоидентификации дополнительную важность. Отношение с еврейством у меня складывались довольно странно. Дед моего отца возможно был евреем (возможно, потому что кроме еврейской фамилии других индикаций нет). Мои самые близкие друзья и люди с детства и до сих пор - тоже русские евреи (светские). в свое время я был в поисках религии (не скажу, что поиски завершены) и читал много информации на эту тему. При этом я очень долго боролся с самим собой при признаках скепсиса к иудаизму и его представителям, особенно после прочтения ветхого завета и 613 заповедей. Например, меня удивляли описания уничтожения целых народов (потому что Б-г сказал) на пути в землю обетованную (ветхий завет) и совершенно разное отношение к неевреям (по 613 заповедям). пришлось искать много дополнительной информации на эту тему, чтобы лучше понять ситуацию. Также я прочитал Ваши комментарии к темам Смешанный брак и Переход в Иудаизм на этом форуме и понял, что проблема гораздо глубже, и что рано или поздно перед нами и(ли) будущими детьми может встать вопрос в определении традиции. Я разговаривал на эти темы с моей подругой. Ее точка зрения такова, что дети должны сами решать, по исполнению совершеннолетия, в какую традицию они готовы вступить. Я это проходил, поэтому я знаю, что это намного сложнее, чем кажется. Моя подруга не очень хочет слушать про эту тему, так как не совсем понимает мои опасения, так как она не имеет примесей других кровей. У меня такое ощущение, что мне это надо одному. Мне хотелось бы, чтобы мы могли определится, как нам дальше быть. Для этого нужен квалифицированный совет. Можно было бы с Вами пообщаться на эту тему не на форуме? Если сможете ответить/помочь, буду очень благодарен. Спасибо.

Конечно можно пообщаться. Пришлите, пожалуйста, какой-нибудь электронный адрес, и я Вам, с Б-жьей помощью, напишу. 

  • 14.04.2014 05:52

Праздники и посты  ]
Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху я еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу и совсем запуталась. Там написано, что еще до своего выхода евреи получили строгий приказ о запрете квасного на всю неделю Песаха. Потом написано, что после казни первенцев египтяне стали давить на народ и они вышли неся на плечах квашни, в которых тесто не успело заквасится. Вот это фразу я совсем не поняла: 1. Кто этот "народ"? (Если это евреи, то почему не названы "бней Исраэль", как упоминается в соседней фразе?) 2. Если это евреи, то зачем они ставили тесто квасится, когда уже был приказ запрета на квасное? (Может это были евреи, которые не собирались слушать Творца, выполнять его повеления и выходить из Египта, но тогда почему они не погибли во время тьмы? А если это были законопослушные евреи, которые не хотели, чтоб тесто заквасилось, а только замесили его, чтоб сразу же испечь, но не успели (хотя вроде текст намекает, что тесто хотели заквасить намерено, просто не успели), то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что без чуда во время долгого перехода оно обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет?(Ни один современный религиозный еврей такого бы не сделал)) 3 Дальше в тексте говорится, что тесто заквасится не успело и из него испекли мацу. При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Поэтому не понятно, как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжеть костер и испечь мацу? Может там прошло побольше, чем восемнадцать минут? Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было и что такое восемнадцать минут они не могли знать при всем желании. Как они определяли заквасилось ли тесто или они пригодно для мацы? 4 А еще совсем непонятно, почему агада и многие комментаторы утверждают, что мы кушаем мацу в честь того теста, которое вынесли евреи из Египта и которое не успело заквасится. Почему именно в честь того, что хотели евреи нарушить заповедь и заквасить тесто, но с помощью чуда нарушения не произошло? Почему агада и комментаторы не говорят, что мы делаем это по другой причине ,хотя бы потому, что так повелел нам Творец еще до исхода? Извеняюсь за длинный путаный вопрос. Зарание спасибо.

Ваше удивление понятно, но чтобы перед Песахом не писать много (как Вы понимаете, очень напряжённое время), кратко опишу ситуацию. Моше, получивший все инструкции свыше, разрешил евреям поставить тесто с вечера, поскольку знал, что (как прямо сказано в Агаде) "откроется им Царь всех царей", и процесс заквашивания (когда рядом - открытое Присутствие), гниения остановится. Запрет на квасное, кстати, в тот первый Песах (в отличие от всех остальных) действовал всего один день. А определяется статус теста, конечно, не по часам (это сегодня так, для простоты), а по целому ряду признаков - цвету (оно белеет), набуханию, трещинкам от  этого набухания (всё подробно изложено в Талмуде). 

  • 11.04.2014 02:50

Каббала  ]
Уважаемый рав! В ответе на один из вопросов Вы сказали, что душа человека выглядит как его тело и именно поэтому умершую душу узнают родственники. Означает ли это, что 1. душа 10-летнего и 80-летнего одного и того же человека выглядит по-разному и 2. что умершие родственники следят за жизнью человека, иначе они не узнали бы его и, наконец, 3. Они продолжают следить даже если их собственные души возвращаются во время гилгула? С уважением, Михаил.

Первый вопрос слишком сложен для нашего скромного форума. Вряд ли возможно написать тут статью (или книгу...) о том, как "выглядят" (хотя если быть точным, это слово не вполне подходит...) люди после освобождения из плотской оболочки, и откуда вообще мы имеем информацию об этом... Нужна высокая компетенция с обеих сторон - и у учителя, и у учеников - чтобы разбирать такие вопросы (придётся цитировать и разбирать источники, которые на обычных уроках Торы не цитируют вообще, только иногда осторожно упоминают...).  А вот второй вопрос имеет ясный положительный ответ: прямо в Талмуде, в трактате Брахот (лист 18), выводится, что информация отсюда туда доходит. 3. В очередной раз отмечаю: никакие они не "собственные", всё тут очень непросто. Возвращение души это не просто её перестановка из того мира в этот. То, что, например, душа Йосефа перешла к Йеошуа не означает, что Йосеф перестал существовать в верхнем мире. Очень глубокие темы затрагиваете, однако.  

  • 10.04.2014 18:14

Святая суббота  ]
Добрый вечер! Можно ли в Шаббат играть на пианино/скрипке? Считается ли это работой? Есть же пианисты и композиторы - для них это работа.

Добрый! Таки нельзя (в Субботу - только поём; прекрасное время, чтобы научиться не фальшивить без аккомпанемента): игра на инструментах - один из известных талмудических запретов (например, для скрипачей и прочих струнников - очень опасный запрет, ибо любой маленький ремонт, подтягивание или смена струн и т.д. может уже квалифицироваться как прямое нарушение запрета Торы - что-то исправлять или изготавливать в Субботу). 

  • 10.04.2014 18:10

Кошерное питание  ]
Шолом Алейхем! Выскажите ваше мнение о кошерности или некошерности морской капусты в виде баночных консервов.

Шолом! Сама морская капуста, как Вы наверняка знаете, кошерна. По поводу консервов огульно так сказать трудно... Однако по скромности моего разумения, если ничего, кроме самой ламинарии, там в консервах нету (ну, соль, сахар...), то можно кушать... Хотя - поскольку полной уверенности у меня на этот счёт нет (давно не встречался с консервированной морской капустой...), не рекомендовал бы полагаться только на моё мнение: спросите у действующих работников отделов кашрута раввинских судов (я-то уже, слава Б-гу, 12 лет как прекратил руководить таким отделом). Вообще говоря, если Вы живёте в той местности, где имеется много разной кошерной еды - сертифицированной, то конечно кушать что-либо без сертификата кошерности - нехорошо. Есть нечто вроде обычая - в США, например, где в большинстве крупных городов очень много разных, доступных кошерных продуктов, - не кушать без hекшера (без сертификата кошерности). 

  • 10.04.2014 18:02

Еврейское образование  ]
Уважаемый рав, Вы не однократно подчеркивали запрет нееврею на изучение Талмуда и других святых для евреев книг, большинство из которых лежит в открытом доступе в Интернете или продается в синагогах. Это такой способ привлечь к ним внимание, чтобы обязательно прочитали, потому как запретных плод сладок?

Подчёркивал! Лежит! Однако оно там лежит для евреев. И если уважаемый представитель других народов, будучи деликатным человеком (а таких, уверяю Вас, большинство!) читает на сайте, что изучение Талмуда из чистой любознательности для неевреев - дело неправильное, то он сразу понимает, что английский перевод размещён в интернете для незнающих (пока) своего языка евреев. Вообще (конечно, это только моё скромнейшее мнение) я глубоко не уверен, что пользы от размещения этих переводов больше, чем вреда. Талмуд - даже и евреям - надо изучать с учителем, профессионалом, и на родном языке (пусть - читать почти по слогам, пусть учитель сначала будет переводить каждое слово...), а не скользить по английскому переводу в интернете, не имея привычки к стилю великой книги, не понимая принципов талмудической логики, не зная смысла соотношения агадической и законодательной частей... В общем, будь моя воля (хотя меня, простого еврея, никто не спрашивает и правильно делает...), я бы разместил вместо полных переведённых текстов какие-то обучающие программы, которые помогали бы нашим евреям научиться читать Талмуд в оригинале, а не тратить время на (писать или не писать это прилагательное?.. писать!) БЕСПОЛЕЗНОЕ чтение перевода. (Если кто-нибудь из вышестоящих раввинов сочтёт мою позицию неверной или слишком жёсткой, готов тут же от неё отказаться, всё пересмотреть и впредь никогда не критиковать переводы Талмуда и их выкладывание в интернете). 

  • 10.04.2014 17:50

Отношения с неевреями  ]
Уважаемый рабби, не считаете ли Вы, что "продвигая" идею ноахизма с его только 7 законами (эдакий иудаизм для убогих), Вы тем самым оскорбляете тех, среди которых ведете агитацию? Ваша деятельность ведь направлена не на дикарей-каннибалов, а на русскоязычных людей, большинство из которые без каких-либо агитаций или соблюдает сознательно (христиане и мусульмане) или живет безо всякой религии так, что "автоматом" соблюдается уж всяко больше, чем 7 законов. Не считаете ли Вы свою работу попыткой "оскатинивания" довольно таки развитых народов? Еще один момент: никому не хочется быть на вторых ролях, поэтому не считаете ли Вы, что новоявленные ноахиды со временем или побегут гиюриться или уйдут, поняв, что их "поматросили и бросили"?

Б-г с Вами, что Вы такое говорите?! Почему для "убогих"?? Какие каннибалы?? Вы просто очень, очень плохо информированы. Полноценное соблюдение 7 заповедей Ноаха - точно никак не уступает другим религиям. Ведь каждая из семи - это целый свод предписаний: взять хотя бы ограничения в области интимных отношений... Да любая - вот, например, запрет воровать, исключительно многосложная вещь (касается же далеко не только влезания в чужой карман - куча деталей, очень тонких, отношения с работодателями, с владельцами прав на что-либо и т.д. и т.п.). Мне часто задают о 7 заповедях очень тонкие, очень непростые вопросы. Вы вот книгу р. Йоэля Шварца (недавно повидался с ним в Йерушалаиме - выдающийся знаток Закона) читали? А Вы почитайте. Вторые роли - тоже неправильная формулировка. Евреи несут на своих плечах тягчайший груз ответственности за хранение и исполнение Б-жественной Воли в неизменном виде. Но ведь и у любой представитель других народов, который способствует главной духовной цели, включается в эту работу... Так что прошу Вас не сердиться, не употреблять такие ужасные выражения, и быть повнимательнее к тому предмету, который Вы взялись обсуждать. Всего Вам самого доброго!

  • 10.04.2014 17:39

Основы веры  ]
Шалом, уважаемый рав Зельман, мудрецы учат, что существование нашего мира Всевышний возобновляет каждое мгновение, и это творение мира подобно чуду ПЕРВОГО творения, т.е. Всевышний каждое мгновение творит мир из ничего. Мы знаем, что первое творение "из ничего" было БЕЗ ГРЕХА, поскольку все деяния Творца совершенны и Он не может создать ничего ущербного. Вопрос, как возможно, что Всевышний творит наш мир - не поддерживает существование мира, а именно творит - в его греховном состоянии? Вопрос возник, когда я подумал о человеке: что если бы Всевышний сотворил человека, то сотворил бы его безгрешным! Как возможно, что Всевышний творит несовершенное творение (в повреждённом грехом состоянии), когда Совершенство просто НЕ МОЖЕТ создать что-то несовершенное?? Логика подсказывает, что любое творение Всевышнего должно быть без греха.

Нет-нет, конечно это не то же, что изначальное Творение. Это именно возобновление. Да, полное возобновление. Но всё-таки речь идёт о возобновлении уже имеющегося. А вот если бы Творец, не дай Б-г, каждую секунду всё разрушал и творил заново, вот тогда можно было бы задать Ваш вопрос... (Хотя и в этом случае - для Творца нет ничего невозможного, и из этого следует исходить). 

  • 10.04.2014 17:35

Прочие вопросы  ]
Добрый день раввин Зельман. У меня следующий вопрос: Мой сын учится на фотофакультете. Недавно снимал выступление жоглеров на празднике Пурим в хоральной синагоге. Фотографии понравились его куратору и он получил задание, сделать курсовую работу по фотографиям, описывающим некую историю из жизни синагоги и ее прихожан. Вопрос: Возможно ли ему провести эти съемки, например обряд Бармитцу и к кому обратиться. Возможно это будет началом для создания фотокниги про жизнь синагоги в нашем городе. Спасибо.

Добрый! По-моему, надо просто подойти в синагогу и поговорить с администрацией. Они, как мне кажется, тоже будут заинтересованы в создании такой фотокниги. 

  • Jafar2012

  • 10.04.2014 17:34

Мессианская идея  ]
Лайла тов, рав Исроэль! Мир дому да роду Вашему в душевном равновесии предверия! Слиха за вопрос - КАК МЫ УЗНАЕМ Машиаха? По запаху? Тода раба за ответ, Леhитраот.

По делам, только по делам, уважаемый, мы его узнаем. Собирание народа в Святой Земле, построение на Храма на его (Храма, а не Машиаха!) законном месте... Уж постараемся на этот раз не обознаться - как говорится, опыт есть...

  • 10.04.2014 17:32

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте... Я хочу задать вам несколько вопросов. Я живу в Ереване. Я хочу узнать и принять еврейскую религию. Но, к сожалению В Армении У меня нет Такая возможность. Какой совет вы можете дать мне?

Здравствуйте. Читайте, пожалуста, на нашей странице подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм". 

  • 10.04.2014 17:31

Святая суббота  ]
Вопрос связан с периобретением холодильника в котором установлена функция "сигнал открытой двери". Смысл в том, что она подает звуковое оповещение владельцу о необходимости закрыть дверцу холодильника во избежание непреднамеренного размораживания продуктов и повышения уровня расхода электроэнергии. Включается сигнал через 30 секунд, после открытия двери. Если открывать на меньшее время, то можно ли использовать такой холодильник в Шаббат?

Да, можно использовать, но надо следить, чтобы закрывался быстро (а ещё лучше поставить пружинку, чтобы дверца закрывалась сама, когда её не держат). 

  • 10.04.2014 17:29

Отношения с неевреями  ]
Когда все жиды и полукровки уедут навсегда из стран Восточной Европы? Возможна ли передача иудейских святынь Ерусалима под контроль украинских христиан? Спасибо.

Придёт день, когда уедут, не волнуйтесь. Однако точная дата неизвестна, надо набраться терпения. А вот иудейские святыни (именно потому, что они - иудейские) останутся у нас, своих изначальных владельцев. 

  • 02.04.2014 02:59

Переход в иудаизм  ]
Доброго времени суток Раввин Зельман! интересует вопрос по поводу гиюра. может ли пройти этот обряд темнокожий человек или азиат?

Любой человек может пройти Гиюр, если выполняются все необходимые условия: читайте подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм". 

  • 02.04.2014 02:56

Прочие законы  ]
Шалом!мне очень интересны вопросы 1.Можно ли носить не в Шабат мукце? 2.Когда мы говорим броху на новый плод надо говорить если я в первый раз сьела вишню или клубнику из компота? Заранее спасибо за ответ

1. Конечно можно. Или Вы спрашиваете про праздники? Таки нельзя. 2. Ну, в компоте оно по идее не хуже, чем настоящее (цельная ягодка, просто поварили её немного...).

  • 02.04.2014 02:52

Святые книги  ]
Здравствуйте. Вопрос относится книги Товита. В этой книге упоминается рыба из нее была забрано сердце печень и желчь. Какое название этой рыбы.

Здравствуйте. Во-первых, хотя лично я ничего не имею против книги Товита, она в состав святых книг (т.е. в Танах) не входит (это просто для информации), и тому есть целый ряд веских причин. Во-вторых, как называется целебная рыба, увы, неизвестно: написано просто "даг", "рыба", и всё. Надо осведомляться (при возможности, конечно), у спутника главного героя...

  • 01.04.2014 18:21

Прочие законы  ]
Уважаемый рав, К вопросу про похороны. Я еврейка, нахожусь в Израиле. Мои знакомые - евреи, соответственно, их близкий человек - тоже еврей. (Лично с умершим человеком знакома практически не была.) Воспитана и выросла в советской стране без религии, как и мои знакомые. В отношении религии пока не определилась. Но все-таки хотела бы получить от Вас совет. Спасибо.

Уверен, что они уже заказали прочтение молитвы Кадиш. Если вдруг нет (никто не читает), то, разумеется, надо читать - в любой синагоге это можно организовать. Т.е., сначала надо узнать у знакомых, читает ли кто-то Кадиш. И если не читает, то сходить в синагогу (которых на Святой Земле - великое множество, слава Б-гу), и всё там рассказать - когда умер, когда похоронили, как звали, и заказать прочтение Кадиша. 

  • 01.04.2014 18:17

Политические вопросы  ]
Uvazaemy ravin, Hochu sdelat komentary naschet vashevo mneniya pro antesimitov na Ukraine i vashevo mneniya o dobryh namereniy Rosii. Vot ssylka gde upominaetsya vashe imya kogda vy escho zili v Moscve gde chetko govoritsya pro antisemitskie/fashistkie namereniya ruskih v Rosii. http://newsbabr.com/print.php?IDE=19197 Pochemuto vy ne vspomnile ob etom v vashem nedavnem ocherke pro "poganyh" ukraintskih benderevstev! (вопрос сокращён в части, где содержались личные выпады)

Вы наверняка давно не живёте в России, поэтому, наверное, не имеете русской клавиатуры и очень плохо (уж точно невнимательно) читаете по-русски. В статье-ответе про ситуацию на Украине я нигде не писал "о добрых намерениях" (чьих-либо), Вы это придумали. Также я не писал ни про какие фашистские намерения: в том отрывке, который Вы привели, говорится именно про обвинения со стороны некоторых представителей православия, а в России (в которой Вы давно не живёте) церковь отделена от государства, и никакого государственного антисемитизма сейчас там нет (бытовой был и есть - причём, везде, но не об этом речь). В ответе шла речь только о том, кто является героем для победителей, и как к этому должны относиться (точнее - не относиться) евреи. По поводу нашей местной общины Вы тоже плохо осведомлены. Только за прошедший год мы провели множество, слава Б-гу, больших мероприятий, на которых побывало очень много евреев, выпустили прекрасный календарь, вот-вот начинаем выпуск ежеквартального альманаха вопросов и ответов, у нас в гостях в прошлом году была авторитетнейшая делегация из Йерушалаима во главе с одним из величайших раввинов нашего поколения... Всё это и многое другое вы можете прочитать и увидеть (на прекрасных профессиональных фотографиях) на нашем сайте: http://evreyatlanta.org/events.aspx. Всего доброго, давайте жить дружно. 

  • 01.04.2014 18:05

Основы веры  ]
1 вопрос: как в иудейской традиции человек должен прожить свою жизнь, чтобы после смерти попасть в царство небесное? это должна быть абсолютно безгрешная жизнь, жизнь по закону и уставу, данному Богом Моисею. 2. Если человек нарушает закон и совершает грех как он может искупить свой грех? это должны быть добрые дела или же человек должен принести в жертву животное (барана, вола итд)?

1-2. Абсолютно безгрешно не получается. Надо стараться изо всех сил делать всё по Закону, а если нарушил (случайно ли, намеренно ли - не справился с дурными страстями...), то - раскаиваться глубоко и чистосердечно. Причём "согрешу и покаюсь" (изначальная установка на не слишком серьёзное отношение к греху), по нашему глубокому убеждению, вообще не работает: такое раскаяние не принимается. Ну и, само собой, основная и первая деталь раскаяния - прекращение совершения греха (а не продолжать безобразничать, но, при этом, очень сожалеть о том, что "всё так выходит"...). Жертвы сегодня не приносятся (Храма временно нет). Поэтому - только раскаяние (другими добрыми делами, кстати, тоже ничего не искупить: невозможно с Б-гом заключить сделку, что, мол, я пока буду продолжать подворовывать, но зато буду хорошие пожертвования в синагогу носить; "оставить грех" - первый шаг к исправлению, потом, конечно, надо вернуть награбленное, попросить прощения у обиженного и т.д.; но сначала прекратить воровать или обижать). 

  • 01.04.2014 17:57

Прочие законы  ]
Шалом квод а-рав! Я очень доволен ответом от 7.03.14 и очень благодарен раву за то что нашел время посмотреть ссылку! от души! Пользуясь случаем хотел бы спросить, знает ли рав где можно (и можно ли вообще?) заказать чрз интернет такие ценные вещи как: дио, клаф, гусиные (или индющачьи) перья? С перьями в общем то не сложно но со всем остальным (точнее без всего остального) очень трудно в дали от ишува. Заранее благодарю рава за ответ. с ув. Gennadiy

Шалом! Вот чего никогда не заказывал через интернет... Я такое покупаю, если надо, в городе Йерушалаиме, в районе Геула у правильных людей... А где такое найти в сети... сложный вопрос... В общем, про музыку легче отвечать. 

  • 01.04.2014 17:54

Отношения с неевреями  ]
Уважаемый раввин! Я несколько разочаровался в еврействе. Раньше я думал, что иудаизм основан на логике, а теперь всё больше убеждаюсь, что неудобные вопросы обходятся христианским методом (верить надо). Или это связано с некомпетентностью учителей? Особенно удручает факт наличия „внутренних” (для евреев) и „внешних” ответов. Например, многократно получал выговоры в местном бейс-мидраше за вопросы и рассуждения, которые нельзя вести в присутствии гоим. Например, о том, что гоим можно казнить по одному свидетелю за кражу пруты. И вообще об отношении евреев к гоим. Мне прямым текстом сказали, мол, ты прав, но Вася - гой, как ты мог при нём такое говорить. Почему такое двуличие?

Совершенно непонятная, прямо-таки неадекватная реакция. Есть целый ряд моментов, которые не из-за какого-то, не дай Б-г, двуличия, а из-за нормальной вежливости и деликатности не следует упоминать в присутствии тех, кому это может не понравится, кто это может неправильно истолковать, результатом чего будет враждебное отношение. Вы же не будете объяснять всё сначала: что речь идёт только о временах Храма (т.е. заметно меньшей части нашей истории, да и уже 2000 лет как всё это не работает); что речь только о нееврее, живущем на Святой Земле, в еврейском кошерном царстве (во всех остальных местах и общественных формациях это всё тоже не работает); что заповедей у неевреев всего 7, а у евреев 613 (и ещё поэтому - разница в процедуре)... Т.е. почти всегда получается, что неприятный для кого-то отрывок остаётся вырванным из контекста и поэтому почти нет шанса, что он будет понят адекватно. Из-за этого элементарный здравый смысл и воспитанность требуют не поднимать некоторые темы в присутствии тех, кому они будут неприятны.  

  • 01.04.2014 17:41

Отношения с неевреями  ]
Здравствуйте, помогите, пожалуйста, я не знаю, что делать, прошу не отказать и дать мне совет исходя из еврейской традиции. Я нееврейка, но что бы вы могли мне посоветовать, как нееврейке и что, если бы я была еврейкой. Моему старшему сыну 17, среднему - 13, дочери - 6 лет. Старший вообще не хочет учиться. Его распорядок дня: утром сходил в школу, затем, в гости к друзьям или гулять, сейчас пропадает на футбольном поле до 9 вечера. Недавно, проходя мимо, я видела, что он курит, и почти все там нецензурно выражаются. Придя домой, уроки делает кое-как, и то параллельно переписываясь с друзьями "Вконтакте". Когда я выключаю интернет, начинается крик и скандал. В школе учителя жалуются, что он ничего не делает и не учится. В четвертях иногда выходили двойки, просила учителей дать шанс пересдать, чтобы тройки вышли. Каждый день практически у нас дома скандалы, его раздражают все: отец, мать, брат, сестра, учителя. Мы с отцом враги ,мы не даем ему жить свободно, мы забрали у него айфон, айпад, компьютер. А как не забрать, если он ни днем, ни ночью не расставался с гаджетами, и на уроках тоже. Наняли ему репетиторов, и они говорят, что он ленивый. А он это и не отрицает, говорит, что ничего с ленью не может сделать. Сколько раз мы пытались с ним поговорить, вразумить, сколько я ему примеров из жизни приводила, а он говорит, чтобы я его оставила в покое. Он очень нетерпеливый, раздражительный, громко кричит, выводит его из себя любой пустяк. Недавно хотела с ним поговорить, слово за слово, он мне говорит: "Ты дура?" Я молча вышла из комнаты, муж стал его ругать, а он встал в боевую стойку (он занимался самбо) и сказал: "Только тронь меня, я отвечу". На следующий день он разговаривал и вел себя, как будто ничего не произошло. Каждый день он ведет праздный образ жизни. Никаких целей у него нет. Он говорит: подумаешь, не поступлю в этом году, поступлю в следующем. Еще меня пугает второй сын. Он повторяет все за старшим братом. Уроки делает тяп-ляп, мне хамит каждый день, и отцу начинает хамить. Начинаю заставлять уроки делать или книги читать, в ответ хамство и крик. Посоветуйте, пожалуйста, в чем мои ошибки?

Здравствуйте. Ситуация - общая, беда - всемирная, поэтому присоветовать какое-то простое лекарство очень-очень тяжело. Попытаюсь только отметить некоторые моменты, которые могут помочь нашим несчастным детям, родившимся в эпоху всеобщего интернет-оболванивания и растления, пройти, перерасти период взросления с наименьшими потерями. Во-первых, родители должны дружить с детьми. Несмотря ни на что (ну, за редким исключением), поддерживать с детьми добрые, очень близкие отношения. Во-вторых, надо очень стараться что-то противопоставлять всему этому расхолаживающему безобразию. Хотя бы какие-то ценности должны этому противостоять. И если с детства эти ценности не прививаются, очень тяжело устоять - грязевая волна пустого времяпрепровождения, нечистых мыслей и болтовни буквально смывает всё, уносит, как водоворот. В-третьих, бывает (правда, не всегда), что немного организует упоминание об успешной (хоть материально) жизни, для строительства которой необходимо много учиться... Поделюсь с Вами: мои дети родились и воспитывались в религиозной семье, получали благословения от величайших раввинов современности; с другой стороны, имеют широкое образование (прежде всего, в области литературы и искусства - жена старается изо всех сил), и всё равно нам стоит огромных трудов контролировать ситуацию (старшая уже, слава Б-гу, замужем, с ней и раньше не было проблем, а вот остальные...). Я не могу пожаловаться, слава Б-гу, во многих-многих семьях положение гораздо тяжелее, дети не общаются с родителями, скрывают что-то постоянно, у нас (у меня, и особенно у жены - меня всё-таки побаиваются, и правильно) с детьми очень откровенная дружба... Но я представляю себе, что если бы не некоторое (слава Б-гу!) воспитанное в детях высокомерие по отношению к ужасной окружающей среде (как просто умственно и духовно недоразвитой), трудно представить, в каком состоянии были бы мои подростки... Много Вам терпения и мудрости. 

  • 01.04.2014 17:22

Святые книги  ]
"Полюби близкого своего, как самого себя" - сказал р. Акива (т.е. по его мнению - это основополагающий принцип Торы) и говорится, что он ПОКАЗАЛ это (исполнил) в своей жизни. А можно узнать какие-то примеры из жизни р. Акивы, которые ярко свидетельствуют о том, что его жизнь была наполнена любовью к ближним?

Примеров немало... Но главное, пожалуй, именно то, что упоминается в нескольких трактатах Талмуда (например, в Йерусалимском Талмуде, Маасер Шени, гл. 5), что р. Акива был "рукой бедняков": всю жизнь собирал пожертвования и распределял их среди бедных. Помогал именно тем ближним, которым это особенно нужно (и с которых нечего поиметь, кроме благодарности - и то не всегда). 

  • 01.04.2014 17:12

Смешанный брак  ]
Если возможно, всё-таки хотелось бы понять, - мы знаем, что Б-г НЕ ХОТЕЛ, чтобы Авраам убил своего сына, а тем более отказался от него, как от сына и заглушил в себе любовь к нему. Не получается ли так, что развод с нееврейской половиной заставляет еврея отказаться от своих нееврейских детей (платить алименты - понятно необходимо, а именно - не считать их по закону уже своими детьми), и намеренно отдаляясь от общения со своей нееврейской половиной, понуждает его ЗАГЛУШИТЬ в себе ЛЮБОВЬ к тем, кого он ХОЧЕТ любить?? Мы же знаем, что Авраам НЕ ОТКАЗАЛСЯ от своего отца, который был даже идолоизготовителем, не подавил в себе любовь к тому, кто дал ему жизнь, не бросил его. Может я ошибаюсь, но мне видится противоестественным отказаться от тех, кого любишь?.. И второе, если заглушить в себе любовь возможно и НЕ противоестественно, то Вы можете предложить какой-то рецепт, который поможет это сделать максимально безболезненно для всех (ведь любовь стремится к общению с любимым, а чтобы общение прервать, - необходимо избавиться от этой самой любви. Но как?)?

А вот причём тут дети, непонятно. Ни о каком отказе и речи нет (могу подтвердить, как многократный свидетель подобных ситуаций). Если говорить о реальной, человеческой связи родителя с детьми, она ни в коем случае не прерывается, дети будут продолжать любить отца, быть ему благодарными и т.д. Если же говорить о статусе (по Закону Торы), так он и до развода, и после не меняется... Развод в смешанной браке - это просто прекращение нарушений Закона. 

 

Календарь