• 22.05.2015 11:11

 ]
Уважаемый рав Зельман! Спасибо Вам за ответ от 19 мая на мой вопрос о пропасти между религиозными и светскими евреями. Называть это, действительно, можно как угодно - предрассудки, предубеждения, - от этого суть не меняется. Но давайте не будем усложнять до уровня диссертации по социологии. Я надеюсь, что Вы согласны со мной, что главным таким предубеждением является разный подход к восприятию иудаизма. Вы предлагаете начать разговаривать по-человечески. Но позитивный результат такого разговора может быть достигнут, как и везде, только на основе компромисса. Пожалуйста, рав Исроэль, сформулируйте хотя бы одну-две конкретные темы, по которым по Вашему мнению, возможен компромисс.

  • 19.05.2015 20:07

Политические вопросы  ]
Шалом, рав Исроэль. Насколько, по Вашему мнению, велика пропасть между религиозными и светскими евреями? В каких странах она экстремальна и почему? Насколько это влияет на всю еврейскую жизнь и каковы перспективы этого явления в будущем? В чем причины этого явления, надо ли предпринимать усилия для уменьшения этой пропасти и если да, то какие? Спасибо. lovin_1@mail.ru

Шалом. Вопрос (т.е. достойный на него ответ) тянет на толстую диссертацию по социологии... Кажется - велика. Но - правда - если начать разговаривать (по-человечески, не языком угрожающей жестикуляции, не звуками, напоминающими лай или рык, а - именно беседовать, а не перебрасываться претензиями и обвинениями), оказывается, что нету пропасти. Есть вал предрассудков, предубеждений, благоприобретённой ненависти даже... Но пропасти нет. Однако же как это трудно - начать разговаривать... Причины же явления - отдельный и очень долгий разговор.  

  • 19.05.2015 11:26

 ]
Украина Мариуполь Вопрос-был на Святой Земле стал к стене плача пробило словно током плакал 3 часа понял что я Еврей и это подтверждается родством- как жить прошол афган 2 раза не было так туго как сейчас в Украине война развал Евреев гнобят с полной силой хочется взять оружие но как быть с богом?

  • 19.05.2015 02:51

Переход в иудаизм  ]
здравствуйте, я хотела бы у Вас проконсультироваться. Дело в том что я родилась в советское время, еще при СССР, в то время когда было принято скрывать , что в семье есть еврейские корни. Я знаю, что моя пра пра пра бабушка была еврейкой, но ее выгнали из семьи за то что она вышла замуж по любви за православного русского. по своей воле к старости она крестилась и сменила имя, и в последствии детей тоже крестили в православие. Я знаю что по моей линии в роду все были девочки те прапрапра бабушка, от нее прапрабабушка, прабабушка, бабушка и затем моя мама и я. Но есть одно но. В семье очень строго скрывались настоящие фамилия и имя родоначальницы. Когда я узнала о том что у меня есть такие корни я начала интересоваться иудаизмом, а в последствии мне захотелось узнать хоть что то о своей семье. Возможно ли это как то сделать? к сожалению я знаю только фамилию мамы и бабушки. Остальные данные утеряны. Почитав про религию я поняла что неосознанно с маленького возрасте у нас в семье прививались очень многие законы иудаизма. Я пока не знаю готова ли я сменить веру но почему то тянет. Простите за сумбурное письмо. И спасибо, что уделили мне внимание.

Если Вы уверены в достоверности этой информации, то Вам самой, как прямому потомку еврейки всё время по женской линии, надо соблюдать законы еврейской религии (для начала, например, не нарушать Субботу и праздники и не есть некошерной еды). Но конечно путь в этом случае будет долгим... Читайте подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм".  

  • Jafar2012

  • 19.05.2015 02:45

Мессианская идея  ]
Эрев тов, рав Исроэль! А что таки слышно про проявление Мошиаха за последнюю неделю? Всех благ.

И Вам - доброго времени суток! За последнее время - никаких особенных новостей! Ждём - как и месяц, как и год, и как тысячу лет назад. 

  • 19.05.2015 02:44

Отношения с неевреями  ]
Здравствуйте! Мои родственники подозревают, что у нас есть еврейские корни, но фамилии русские. речь идет о моих прапрабубушки и прапрадедушки со стороны моего дедушки по материной линии, которые еще в детском возрасте были помощниками у попа в Алтайском крае, как их звали- не известно...в последствии этот поп этих детей поженил, когда они стали взрослыми. Как они, будучи детьми у него оказались в качестве помощников и откуда они - не известно, но внешность не славянская, предполагают, что евреи. Со стороны моей бабушки по материной линии, тоже есть предположения в еврейских корнях, у ее отца было еврейское имя-Иаков, брата ее отца звали Илия, который вроде был в плену в концлагере во время войны. У меня вопрос. Как можно узнать, есть ли в моем родстве евреи? Как узнать, кто я? Сам я живу в Москве, пробовал дозвониться до какого-нибудь архива-не получается. И есть сомнения, что там будет информация.

Здравствуйте! Если кроме чисто внешней непохожести на русских людей (а русские люди, кстати, бывают очень разные...) и каких-то смутных сомнений (Иаковом и Илиёй часто называли и русских среди верующих) ничего нет, то, наверное, не имеет смысл предполагать наличие еврейских корней... 

  • 19.05.2015 02:41

Смешанный брак  ]
Yvazhaemii Rabbi Zelman, Mne ochen 'ploxo ottogo chto moja doch', ei 29 let, y nee 1 god rebenky, nenavidit menja I ja ne vizhy prichin dlja etoi nenavisti. Ona ne xochet menja znat', ja ne mogy ee videt'. Ona ymnaja, krasivaja zhenzhina, tryditsja mnogo. Ne mogy naiti otvet kak vernyt' rebenka I pocelovat' vnychky I dochky. Ona vlubilas' v ykrainskogo p'janicy, on izdevaetsja nad nei, ona stala nervnoi, krestila sebja I rebenka, no eto mne nevazhno, ona vse ravno moja doch'. Pomogite pozhalyista. Edinstvennoe chto ja ei skazala, chto nel'zja zhit' s dyrakom I p'janicei, ona ynichtozhaet sebja I rebenka I ona menja voznenavidela.

В любом случае, для того, чтобы как-то влиять на ситуацию, нужно поддерживать (в данном случае - восстанавливать) хорошие отношения. Надо возвращать доверие дочери... А сама Ваша последняя фраза ("я только что и сказала, что нельзя жить с дураком и пьяницей") очень характерна: если Вы по мнению дочки ошибаетесь, то она, понятно, возмутилась, как Вы несправедливы. Если же Вы сказали правду, и дочка это понимает, то ситуация может быть ещё хуже: столь горькую правду человек порой не готов слушать ни от кого... Религиозный, законодательный аспект положения понятен: дочку надо выручать. Но сделать это можно, как видно, только посредством восстановления отношений, вплоть до заявления о Вашей излишней резкости, вызванной только беспокойством за неё и т.д.

  • 19.05.2015 02:35

Еврейское образование  ]
Рав Зельман, не могу не докушать эту эпопею! Хочу быть учёный хосид, много знать, сколько смогу, хочу учиться в коллель, в ешиве, а не до старости советским разумом топтаться. А вы со мной и разговаривать не желаете! Если я мало что знаю и понимаю, значит хочу знать и понимать! А негде и не видно перспектив!

Извините, только не сердитесь, но я что-то не пойму, какую эпопею надо покушать, почему Вы пишете, что я не желаю разговаривать, и вообще на что конкретно надо отвечать! Разъясните, если можно...

  • 19.05.2015 02:33

Прочие законы  ]
zdrastvuite ya ne evreika a moi muj evrei mi projili v brake 15 let u nas cetvero detei moi muj casto sidit v tiurime i ya reshilasi razvestisi skajite pojaluista kakova procedura razvoda?

Здравствуйте, процедура развода - обычная, светская (поскольку с точки зрения религии смешанный брак, как Вы знаете, запрещён). 

  • 19.05.2015 02:31

Отношения с неевреями  ]
Здравствуйте, уважаемый раввин Зельман! Как Вы относитесь к моему убеждению, что антисемитизм -это атавизм, страшный и бессмысленный, и землян ждёт будущее без этого порока? Или будущего попросту не будет, так как метастазы ненависти его уничтожат.

Здравствуйте! Со второй половиной полностью согласен! А вот с первой... В Талмуде постулируется: "Закон (Галаха) - Эсав ненавидит Яакова". Антисемитизм, при всём его ужасном содержании и отвратительной форме, исполняет в мире важные функции. В частности, низменно напоминает евреям об их связи со своим народом: вроде бы уже и приспособились, и ассимилировались, и непохожи почти... Но нет! Приходит Эсав и неделикатно напоминает Яакову про его нестираемые отличия от других народов.  

  • 18.05.2015 21:50

 ]
Здравствуйте,уважаемый Раввин! Мой друг,живущий в Ср.Азии и неимеющий возможности выйти в интернет или поговорить с Раввином просит Вас дать ответ на волнующие его вопросы. В торе 613 заповедей и законов. Наверное невозможно прожить свою жизнь, не нарушив не единого закона, не совершив ни единого греха. Грех отделяет человека от Бога. Совершая грех, человек возводит преграду между собой и Богом и эта преграда не позволяет человеку войти в царство Божее. Как можно очистить свои грехи, то есть устранить преграду отделяющей нас от Бога? Через обряд жертвоприношения, через обряд хлебного приношения, через ритуал омовения водой, путем компенсации грехов добрыми делами,- все эти моменты, если я правильно понял, описаны в торе или я что-то понял неправильно? Теперь самое главное: существуют ли грехи которые не могут быть прощены человеку,которые ни как и ни чем нельзя отчистить? Совершив эти грехи человек обрекает себя на поражение как в земной жизни, так и в день последнего суда. Если такие грехи действительно имеют место быть, каково количество этих грехов и их список. Проще говоря, можно ли отчистить свои грехи и если да, то все ли из них? С уважением Максим!

  • 15.05.2015 15:58

 ]
Здравствуйте, мою прабабушку ( по отцу) звали Мараховская Степанида Абрамовна, бабушку Мараховская Мария Никитична, я знаю что до революции они были высланы из Польши. Как можно узнать есть ли еврейские корни , особенно если это по моему отцу. Спасибо.

  • 14.05.2015 11:42

 ]
У меня вопрос такой: Вот Б-г пишется завуалировано, так же как имена Б-га. А вот слова "Т-ворец" и "Г-сподь" тоже надо писать завуалировано? (ну я имею ввиду, например, как тут сейчас - через тире).

  • 14.05.2015 10:12

 ]
Дорогой Ребе. Пишет Вам БН из Кременчуга. Как вы думаете насчет решения проблемы мамзерута в Израиле при помощи Торы и современных репродуктивных технологий по приведенной ниже схеме. Ныне в Израиле довольно остро стоит проблема мамзерута. И если она успешно замалчивается, то это не значит, что её нет. Мамзер (מַמְזֵר, женский род — מַמְזֶרֶת, мамзерет), согласно Галахе — рожденный (рожденная) еврейкой в результате кровосмесительной связи (Лев. 18 и 20; Иев. 21а–22а; Майм. Яд., Хилхот ишут 1:5–6;) или измены мужу с другим евреем, а также во втором браке с евреем, если первый брак расторгнут не по обряду, предписанному Галахой. Проще говоря, мамзером считается человек, родившийся от такой запрещенной связи, которая, по Торе, карается смертной казнью или каретом (наказание с Небес — «отсечение души»). Даже если закон был нарушен случайно (и, следовательно, за нарушение не полагается смертная казнь или карет), ребенок, родившийся от такой связи, будет мамзером. И не только сам этот ребёнок, но и все его потомки. Мамзерут передается как по мужской, так и по женской линии. Согласно Галахе мамзер не может связываться узами брака с другими евреями, как сказано («Дварим» 23:3): «Да не войдет мамзер в общину Всевышнего…», он может вступить в брак только с прозелитами или другими мамзерами. Мудрецы учат нас, что в мессианскую эпоху «мамзеры очистятся», т.е. снимут этот изъян со своего потомства, (Кидушин, глава третья, Мишна тридцатая), в частности такой позиции придерживается рабби Йоси. И, следовательно, очищение от мамзерута – один из признаков наступления мессианского времени. Прежде всего, нужно упомянуть, что в Мишне детально разработан метод очищения от мамзерута потомства мамзера-мужчины. Рассмотрим его подробно. .......... МИШНА, ТРАКТАТ КИДУШИН комментарии раби Пинхаса Кеѓати Глава третья МИШНА ТРИНАДЦАТАЯ РАБИ ТАРФОН ГОВОРИТ: МОГУТ МАМЗЕРЫ ОЧИСТИТЬСЯ. КАКИМ ОБРАЗОМ? ЕСЛИ МАМЗЕР ЖЕНИЛСЯ НА РАБЫНЕ, РОЖДЕННЫЙ – РАБ ОСВОБОДИЛ ЕГО – ОКАЗАЛСЯ СЫН ЧЕЛОВЕКОМ СВОБОДНЫМ. РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ВОТ, ЭТО – РАБ-МАМЗЕР. ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРИНАДЦАТОЙ После того, как в предыдущей мишне мы учили, что ребенок мамзера – мамзер и ему запрещено «входить в общину Г-спода» [то есть жениться на еврейке], в этой мишне раби Тарфон учит, что у мамзера есть возможность «очиститься»: то есть, сделать так, чтобы его потомки уже не были мамзерами. РАБИ ТАРФОН ГОВОРИТ: МОГУТ МАМЗЕРЫ ОЧИСТИТЬСЯ – снять этот изъян со своего потомства. КАКИМ именно ОБРАЗОМ могут они очиститься? ЕСЛИ МАМЗЕР ЖЕНИЛСЯ НА РАБЫНЕ-кнаанейке, РОЖДЕННЫЙ – РАБ – ребенок, которого рабыня родит от мамзера, раб (как мы учили в предыдущей мишне: что «рожденный от нее – подобен ей» когда же мамзер, который является и отцом, и господином ребенка рабыни, ОСВОБОДИЛ ЕГО – отпустил своего сына-раба на свободу – ОКАЗАЛСЯ СЫН мамзера ЧЕЛОВЕКОМ СВОБОДНЫМ– и теперь он исраэль во всех отношениях. Согласно выводу, к которому приходит Гемара (Кидушин, 69а), раби Тарфон считает, что мамзер может купить рабыню-нееврейку и жениться на ней специально для того, чтобы его потомство уже не быломамзерами. Дело в том, что мамзеру разрешена рабыня-нееврейка (ЃАРАН см. также «ТОСФОТ-ЙОМТОВ») поскольку рожденный ею ребенок – раб, но если его отец-господин освобождает его, он становится полноценным свободным евреем, которому разрешено «войти в общину Г-спода» [то есть, жениться на еврейке]. РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ВОТ, ЭТО – РАБ-МАМЗЕР. Поскольку сын рабыни – подобен ей, то он – раб, но также и мамзер, так как этот изъян остается у него навечно. Как видно из Галахи, мамзерут мужчины – не такая уж неразрешимая проблема. Для решения проблемы мужского мамзерута достаточно формально восстановить социальный институт «хананейского рабства» для нееврейских женщин. Согласно Галахе, когда еврей покупает рабыню-нееврейку, она должна пройти процедуру, похожую на гиюр, которая включает в себя окунание в микву и принятие на себя обязанности выполнять законы Торы. Таким образом, она становится в какой-то степени еврейкой (рав Реувен Куклин). Такая рабыня в талмудической литературе называется «хананейской рабыней». «Кнаанейский раб» не обязательно должен быть кнаанейцем по рождению, может вести своё происхождение от разных народов. Он называется кнаани потому, что Ноах проклял Кнаана, сказав: «Раб рабов будет он у братьев своих» (Бэрейшит 9, 25). Когда хозяин освобождает раба, тот становится полноценным евреем и обязан выполнять все заповеди Торы, как любой другой еврей. Владельцем раба может быть как один человек, так и несколько одновременно. При восстановлении социального института хананейского рабства для избегания злоупотреблений лучше сделать так, чтоб «хананейская рабыня» формально принадлежала не «мужу», а раввинскому суду, бейт дину, который занимается проблемами мамзерута. Резиденцию этого бейт-дина желательно разместить в Ашдоде (Захария 9:6). Неразрешимой проблемой кажется, согласно приведенной выше мишны, только проблема мамзерута женщины. Мамзерут, как утверждает Тора, передается потомству как по мужской, так и по женской линии, то есть посредством мужских и женских половых клеток. И «зерно мамзерута» может прорости только на «еврейской почве», то есть в лоне еврейки, поскольку известно, что ребенок, рожденный нееврейкой от мамзера является неевреем (со статусом ми-зера Исраэль, от семени Израиля), и при прохождении гиюра становится полноценным евреем, но никак не мамзером. Кроме того, как было сказано в рассмотренной выше мишне, «зерно мамзерута» не прорастает даже «на почве» хананейской рабыни. Согласно мнения ведущих галахических авторитетов, при внутриутробном развитии душа ребенка формируется, как самостоятельное явление. Никакого «смешивания» с душой матери не происходит. Но духовное питание все эти девять месяцев плод получает от души матери. Точнее, душа матери становится каналом, по которому с Неба к ребенку нисходит, условно говоря (очень условно!), духовная энергия для построения, формирования души. Эта энергия «окрашивается в оттенки» канала, по которому она поступает, то есть — души матери (1). Именно поэтому еврейство определяется по матери (рав Элиягоу Эссас). Тут нам и открывается возможность при помощи современных технологий экстракорпорального оплодотворения снятия изъяна мамзерута с потомства мамзерет. Согласно раввинам Мордехаю Элиягу и Моше Соловейчику (2) в случае суррогатного материнства при экстракорпоральном оплодотворении с применением донорских яйцеклеток галахической матерью является выносившая и родившая - суррогатная мать. В этом случае суррогатная мать обязана быть еврейкой, в противном случае ребенку нужен гиюр. То есть если еврейке пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку нееврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет евреем. И наоборот, если нееврейке пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку еврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет неевреем, и для того, чтоб стать евреем, ему потребуется пройти гиюр. (Попутно отметим, что если хананейской рабыне пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку еврейки или нееврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет иметь статус хананейского раба). А поскольку мамзерут передается потомству исключительно посредством половых клеток, в данном случае яйцеклетки, то, следовательно, если в лоно мамзерет пересадить оплодотворенную яйцеклетку полноценной еврейки или нееврейки, то рожденный ею ребенок будет полноценным евреем без изъяна мамзерута. То есть в этом случае женщина-мамзерет может испытать радость беременности и материнства, не передав рожденному ею ребенку изъян мамзерута. (Но если в лоно еврейки пересадить оплодотворенную яйцеклетку мамзерет, то ребенок будет мамзером, поскольку мамзерет передается посредством половых клеток и «прорастает» на еврейской почве!!!) Конечно же, женщина-мамзерет, как и любая другая, захочет ребенка, который является её генетическим потомком. Это желание похвально и она имеет полное право его осуществить. В этом случае ей на помощь придет ЭКО и хананейская рабыня. Если хананейской рабыне пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку мазерет, то, по аналогии с мишной тридцатой трактата Кидушин, ребенок, которого она выносит и родит, будет иметь статус хананейского раба до своего «освобождения», не унаследовав изъян мамзерута. А после формального «освобождения» он будет считаться полноценным евреем. Таким образом, можно считать, что при помощи современных медицинских технологий проблема мамзерута легко решаема. Без сомнения, человек по природе своей слаб. Мамзеры, как мальчики, так и девочки, будут появляться в еврейском народе, но теперь, с современными технологиями, данный социальный статус не является неразрешимой жизненной трагедией. Решение проблемы мамзерута является одним из признаков наступления мессинской эпохи. Выводы. Для исполнения мессианских пророчеств относительно мамзеров и мамзерута, а следовательно для приближения эпохи освобождения Главный Раввинат должен выполнить следующие шаги: 1. Должен быть формально восстановлен социальный статус «хананейская рабыня». 2. Необходимо издать постановление, согласно которому мужчина-мамзер обязан выполнить заповедь «плодиться и размножаться», но при этом обязан оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. Поэтому закон о браке для мужчины-мамзера должен быть установлен таким образом, что он имеет право жениться только на нееврейской женщине, имеющей статус хананейской рабыни». 3. Необходимо издать постановление, согласно которому женщина-мамзерет имеет право выполнить заповедь «плодиться и размножаться», почувствовав радость беременности и родов, но при этом оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. Для этого она может выносить и родить ребенка с использованием донорской яйцеклетки от еврейки или нееврейки. 4. Необходимо издать постановление, согласно которому женщина-мамзерет имеет право выполнить заповедь «плодиться и размножаться», оставив на земле свои гены, но при этом оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. При этом вынашивать этого ребенка (из оплодотворенной яйцеклетки мамзерет) должна хананейская рабыня по аналгогии с мишной 30 главы 3 трактакта Кидушин. Операция ЭКО, услуги хананейской рабыни, юристов должны оплачиваться из государственного бюджета. Кроме того, можно (?) создать базу ДНК всех галахических евреев мира и каждый рожденный еврейкой ребенок может быть подвергнут проверке на мамзерут. Но этого лучше не делать.

  • 12.05.2015 20:49

 ]
Добрый день.у меня немного необычный вопрос-просьба. Моя дочь живет в Израиле,у нее 3 детей и она религиозная.в связи с тем,что она вышла на работу (она врач),ей нужна помошница по дому еврейской национальности...может в Украине есть женщины,которые хотели бы поработать в Израиле?жить есть где.смогу платить 700$ в месяц и оплатить дорогу. Буду признательна,если поможете.! Тел:+79624464010 Россия Валентина

  • 11.05.2015 23:00

 ]
Кому перешло Мелсикедово священство ,после Мойше ?И ,что случилось с коленом Иосифа ,после Короля Седекея и где ,оно сейчас ?И ,что было написано на первых скрижалях полностью ?Вы внимательно изучаете главу в торе Исаю ?

  • 11.05.2015 09:40

 ]
Уважаемый раввин Исроэль Зельман! Должны ли люди знать Имя Создателя, если да, то какое оно?

  • 10.05.2015 13:49

 ]
Уважаемый рав Зельман! Хотелось бы узнать, являются ли еврейскими фамилии Белый, Бреховских?

  • 10.05.2015 05:30

 ]
Что символизирует всемирный потоп?

  • 05.05.2015 14:44

 ]
שלום כבוד הרב, סבתא שלנו טמונה בבית הקברות במוסקבה. רצוננו לעלות את הכד ארצה כי כל משפחתנו כאן ואין מי שיטפל שם. רב יודע איך אפשר לעשות זאת ודרך מי. תודה

  • 30.04.2015 05:56

 ]
Здравствуйте уважаемый Ребе! Мой вопрос как определить и доказать принадлежность мою к еврейству? По материнской линии я являюсь евреем, это скрывалось в определенные периоды времени в СССР(Царской России), документальных доказательств моей еврейской национальности нет, ни у меня не у моей матери, но обрядность из иудаизма моими родителями соблюдалась ( соблюдение Шаббата, обряд обрезания обоих сыновей). Я сделал запросы в архивы в сельские,городские, документы (справки) кругом противоречащие,и переписанные, по архивным запросам, отыскал родственников по линии матери как-то прапрапрадеда Якова Мололкина и его дочери Устинии Яковлевны Мололкиной, но касательно них подробных сведений нет больше в архивах.Как мне быть уважаемый Ребе? Если я на этом этапе не могу доказать свое еврейство?Выходит я не еврей? Так и останусь с графой "русский" в документах. Как мне быть уважаемый Раби в моем случае? С уважением, Руслан.

  • 29.04.2015 19:59

 ]
Здравствуйте, рав. Если Древо жизни символизирует Тору («Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её» (Прит. 3:18)), то почему Адаму и его супруге было строжайше запрещено вкусить его плоды?

  • 28.04.2015 17:09

Кошерное питание  ]
Здравствуйте. Можно ли использовать посуду, в которой было удавленное мясо?

Здравствуйте, давайте поточнее, что значит "удавленное". Некошерно убитое? Т.е. просто некошерное, так? Если оно было в посуде в горячем виде, то посуду надо кошеровать, если вообще она кошеруется (не все материалы и не все покрытия можно кошеровать). 

  • 28.04.2015 17:06

Смешанный брак  ]
Уважаемый рав! Я еврейка по матери и отцу. Окончила религиозную школу, соблюдаю традиции. мне почти 33 года. Много лет подряд ходила на многочисленные шидухи и ничего не получалось. Никто не мог понять почему, у меня все в порядке с внешностью, чувством юмора, я образована. Все мне твердили про плохую судьбу. Я была одна до 31 года. в 31 год, когда я отчаялась найти мужа, я случайно через еврейские службы знакомств познакомилась с парнем, пошла с ним на свидание, у нас возникла симпатия. Увы, в разговоре оказалось, что его мать нееврейка, а еврей только отец, но он сам считает себя евреем и хочет иметь еврейскую семью. Я долгое время ему отказывала. Потом попала в больницу и он заботился обо мне как заботится любящий муж. Я его полюбила. мои родители тоже. он предложил пожениться. Я на распутье. Свадьбу без хупы я не представляю. но остаться в 33 года опять одной и отказаться от любви достойного человека тяжело. страдаю из-за этого. Он видит мои страдания и говорит, что готов принять гиюр. Но мне кажется, он не до конца осознает всю ответственность и труд, который подразумевает под собой процесс гиюра. как мне поступить? можно ли сделать хупу, если невеста еврейка и жених совершил обрезание, окунулся в микву, ходит на уроки и находится в процессе приближения? я очень хочу духовную еврейскую церемонию и хоть я посещаю и мне близка только ортодоксальная синагога, я нормально и терпимо отношусь к разным течениям. можно ли в таком случае сделать реформисткую хупу? спасибо

Тяжёлый практический вопрос. Неизменно стараюсь, несмотря на ужасную загруженность (которая с каждым месяцем становится всё больше), находить время для личного обсуждения таких ситуаций. Конечно, реформистская Хупа - это не выход. Надо бы нам с Вами как-то пообщаться, может быть, Вы пришлёте какой-то электронный адрес, и я Вам напишу, с Б-жьей помощью?

  • Zalman

  • 28.04.2015 17:02

Праздники и посты  ]
Уважаемый ребе Зельман, большое Вам спасибо за ваши коментарии, по недельным главам Торы в "толдоте". А вопрос у меня такой; Нам, евреям, веленно, стереть память об амалеке, да ещё и не забыть. И в то-же время, наш праздник "Пурим" - вроде-как и апосля долгожданного прихода Машиаха, останется. Ну а какой-же Пурим без "ушей амана" ?

Стереть память, вообще говоря, необязательно означает "забыть". Вполне возможный перевод (и объяснение) этого выражения - исключить упоминание о нём, т.е. чтобы никто не говорил о его, амолека, делах, качествах, никто не продолжал его чёрное дело... И "уши" могут остаться как свидетельство полнейшей "стёртости" имени врага... 

  • 28.04.2015 16:58

Кошерное питание  ]
Кошерная ли рыба скумбрия? Мир вам. Подскажите, скумбрия кошерная пища или нет? Если да, то почему? Она же полугладкая...

Кошерная, есть у нас такая Традиция, что у неё есть чешуя... Особенно на мой вкус если холодного копчения... 

  • Сфасман

  • 28.04.2015 16:55

Святая суббота  ]
Шалом, Рав, вроде бы в свое время Вы таки писали, что можно в Шабес двигать компьютерную мышку, но таки нельзя наживать кнопок. А можно ли Сфасману водить пальцем по сенсорному экрану? И можно ли таки пользоваться специальными электронными очками, реагирующими на моргание?

Шалом, погодите, где я такое писал, что можно двигать мышку? По-моему, я такого не писал... Все эти предметы, по простому говоря, принадлежат к категории Мукцэ, т.е. их в Субботу перемещать не следует. 

  • 28.04.2015 16:53

Прочие вопросы  ]
дорогой раввин как вы прокомментируете книгу шулхан-аруха

Книгу "Шулхан Арух" уже прокомментировали без меня! Причём, сделали это - величайшие мудрецы-законодатели последних четырёх столетий! Может быть, Вас интересует какое-то конкретное установление нашего Свода Законов? 

  • 28.04.2015 16:51

Смешанный брак  ]
Здравствуйте, что делать если девушка не еврейка забеременела? Я очень хочу, чтобы мои дети были евреями, но так получилось.

Здравствуйте. В любом случае ребёнок должен родиться. И человек, который зачал ребёнка, должен поддерживать дитя, помогать ему расти и развиваться. Однако это, как вы понимаете, никак не отменяет строгого запрета на смешанный брак и вообще на всяческие близкие отношения с представительницами других народов. 

  • 28.04.2015 16:48

Политические вопросы  ]
Еще не остыла могила Немцова, а... как-то страшно за Игоря Коломойского, боюсь, его тоже убьют... Опять в чужую политику, как в болото, по уши влезаем?

В чужую политику, тем более "по уши", влезать не следует, тут Вы правы: такое поведение не раз и не два доводило евреев в изгнании до беды, не дай Б-г.