• PavelUstinovich

  • 30.07.2014 10:24

 ]
Шалом рав Исроэль! Во-первых прошу извинить, что часто мои вопросы касаются не Торы, а наоборот, то евангелий, то Александра Невского. Дело в том, что я люблю читать древние рукописи. Очень интересно, как мысли из далёкого прошлого доходят до наших дней и могут быть прочитаны. Скажите, а существуют ли в сети фотографии древних рукописей Торы? Пока самое древнее, что я нашёл это книга Якова бен Хаима, изданная в Венеции 1524 году. В библиотеке Шнеерсона, о которой было много споров, книги вообще 19-го века. Так же я слышал, что древние рукописи Торы запрещено читать, а надо читать только то, что 100% совпадает с утверждённым современным текстом. Так ли это?

  • 29.07.2014 17:03

 ]
Шалом! Скажите пожалуйста, куда мне обратиться для установления еврейских корней. Мой дедушка был еврей, но ни его, ни мамы нет в живых, и у меня нет вообще родственников, осталось только свидетельство о рождени мамы. Незнаю куда мне первоначально обратиться

  • 29.07.2014 16:48

Переход в иудаизм  ]
Шалом! Я нееврейка, изучаю Тору и стараюсь соблюдать законы, считаю себя не готовой к гиюру морально, еще не все прочитано и обдумано. Да и местная община меня не принимает и относится ко мне крайне скептически из-за моего внешнего вида. Я одеваюсь скромно, но имею татуировки и пирсинг. Веская ли это причина для неприятия? Как я могу изменить отношение евреев в синагоге к себе? Спасибо за ответ!

Если все эти "улучшения внешности" находятся на открытых местах (на лице, на шее - там, где никак нельзя закрыть), то неприятие будет, скорее всего, проходить медленно: как Вы понимаете, татуировки запрещены Торой, поэтому они вызывают негативное отношение... Однако, уверен, постепенно, если Вы покажете настоящую серьёзность своих намерений, неприятие пойдёт на убыль: Гиюр в нашей истории проходили люди с самым разным, порой совершенно несоответствующим иудаизму прошлым... 

  • 29.07.2014 16:43

Прочие законы  ]
Подскажите, можно ли восполнить пропущеный пост?

Раньше был обычай брать на себя личный пост взамен пропущенного. Сегодня по общему мнению лучше не голодать лишний день, а дать специальное пожертвование с намерением искупить совершённую ошибку.  

  • 29.07.2014 16:35

Политические вопросы  ]
Почему распался Советский Союз?

Дааа, воистину - евреи обращаются к раввинам со всеми вопросами... Дам наиболее простой классический ответ: ПОТОМУ ЧТО ПРИШЛО ВРЕМЯ. Из многочисленных отрывков Святых Книг (в частности - из Мидраша про "лестницу", которая приснилась праотцу Яакову, и по ней поднимались и спускались великие нации и державы) ясно, что каждая империя, на каких бы ногах (железных ли, глиняных ли) не стоял этот колосс, имеет фазу становления, высшую точку развития, период старения и, наконец, приходит к неминуемой смерти. Хотя... если с человеческой точки зрения, многие "рождённые в СССР" и поныне нет-нет да и вздохнут ностальгически о тех временах, когда на просторах одной шестой части мира жили неказистые, неинформированные, закомплексованные, но незлые люди. 

  • Jafar2012

  • 29.07.2014 16:26

Кошерное питание  ]
Шалом алейхем, рав Исроэль! Недавно таки узнал, что на земле обетованной разводят мерзких крокодилов. Для каких целей действо сие ибо это мерзко в глазах Всевышнего, не так ли? Тода раба за ответ

Ой, мало ли кого там сейчас... разводят... Может быть, из них будут делать высококачественные кожанные изделия?.. Вообще строгого запрета на такое дело нет: однозначно запрещено разводить только свиней (ибо для этого отборно-некошерного животного имеется специальное талмудическое проклятие из трактата Бава Кама). 

  • 29.07.2014 16:22

Прочие законы  ]
Уважаемый Рав Зельман, Не могли бы Вы описать цдаку на практике? Как религиозные евреи обычно дают цдаку? Засчитывается ли цдака при затрате денег на маленьких детей (слышал такое мнение)? Дается ли цдака если семья живет от зарплаты до зарплаты? Если не секрет - как это делаете Вы? Буду благодарен за подробный ответ.

Самый лучший вариант, как приводится в первой главе трактата Бава Басра, когда пожертвование передаётся через кого-то, чтобы не смущать и не провоцировать проявления благодарности. Затраты на детей, которые старше 6 лет (до этого возраста есть обязанность их содержать) формально можно считать исполнением заповеди пожертвований... Если нечего давать (когда жизнь от зарплаты до зарплаты), и люди не дают цдаку, то конечно никто их не осудит. Другое дело, что ведь можно дать совсем немного - хоть сколько-нибудь... Я делаю по-разному - в зависимости от того, кому из окружающих особенно требуется в данный момент помощь. Стараюсь поддерживать, прежде всего, людей, серьёзно и глубоко изучающих Святые Книги (среди них всегда много нуждающихся в материальной поддержке). А вообще Цдака - одна из самых "сильнодействующих" (в том числе - и в этом мире) заповедей: как сказано дважды (в 10 и 11 главах) в "Притчах" царя Шломо, "Цдака спасёт от смерти" (помощь, оказанная нуждающимся, может отвести от человека даже вынесенный и подписанный Создателем смертный приговор).  

  • 29.07.2014 00:01

Смешанный брак  ]
Моя прабабушка - Фельдман Злата-Сроель Иссоровна 1885 г.р. еврейка. Бабушка Фельдман (Калинка) Виктория Исааковна 1912 г.р. еврейка. Дед Калинка Владимр Давыдович 1910 г. р. еврей. Мама Калинка Жанна Владимировна 1941 г.р. по логике - еврейка. По неизвестным причинам - в послевоенных документах, бабушка русская, соответственно - мама тоже. Почему ни я не мой сын не может участвовать в программе по репатриации?

Со всеми документами, со всеми этими сведениями следует обратиться в раввинский суд и получить там (если это будет возможно, исходя из всего, что Вы принесёте) подтверждение Вашей еврейской национальности. Есть в городе раввинский суд? Если нет, надо поехать в ближайший...

  • 28.07.2014 23:59

Смешанный брак  ]
Здравствуйте, уважаемый рав, я горский еврей, хочу женится на не еврейке, но верующей. Я ее удерживаю больше 8 лет, мы не можем расстаться, потому что я люблю ее, но и она не хочет отрекаться от своей религии. Мои родители не хотят ее брать в невесты. Я не знаю, что мне делать. Посоветуйте, мне как выйти из этого положения, могу ли я жениться на ней без согласия родителей, но расстаться мне немыслимо, ибо я стану несчастным.

Здравствуйте. Понимаю, то пока Вы довольно далеки от Торы, и всё-таки что-то заставило Вас обратиться к раввину. Вы наверняка знаете, как по нашим Законам расценивается любой смешанный брак. Наверняка слышали, что такой брак запрещён именно из-за опасности оказаться рядом с чуждой верой, отрицающей вечные ценности, духовные корни нашего народа. И перед тем, как ответить Вам развёрнуто, должен спросить: почему Вы обратились ко мне? Вы же не могли ожидать, что раввин разрешит смешанный брак, приводящий к растворению, фактически уничтожению народа Торы... Видимо, у Вас просто есть желание посоветоваться, обсудить ситуацию с кем-то, кто разбирается в еврейских законах и традициях?

  • 28.07.2014 22:28

 ]
Простите за очередной глупый вопрос: имеет ли Иуда отношение к иудаизму?

  • 28.07.2014 22:26

 ]
Вы потрясающий!! Спасибо за все ответы!!

  • 28.07.2014 05:19

Отношения с неевреями  ]
Скажите пожалуйста схожи ли Иудаизм и Ислам? Можно ли нееврею носить красную нить на левой руке? И, наконец вопрос давно мучающий меня: кто является Б-гом у евреев?

Иудаизм и ислам - тема очень большая, очень сложная, не для короткого ответа. Сходство в том, что ислам - монотеистическая религия: и евреи, и мусульмане верят в Единого Б-га, Создавшего мир, Даровавшего Закон еврейскому народу на горе Синай (тут ответ на вопрос, который Вас "давно мучал")... Однако и различий хватает: как Вы знаете, основополагающий документ ислама иначе трактует многие важнейшие этапы истории, выделяет роль других духовных лидеров... А вот красную нить (как я понимаю - просто для красоты), как и, например, зелёную или синюю, носить можно...

  • 28.07.2014 05:14

Переход в иудаизм  ]
Добрый день. Подскажите.. Хочу принять Гиюр. Возможно ли это, если я не еврейка, гражданка россии. В настоящее время нахожусь в израиле. И куда мне обратиться в случае положительного ответа.

Добрый день и Вам! Принятие Гиюра, конечно, возможно. Однако это долгое, серьёзное дело: читайте на нашей странице подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм". 

  • 28.07.2014 05:12

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте, меня зовут Сара, я из Казахстана. Я родилась в мусульманской семье, по родители не на набожные люди. А мне очень близка по духу Ваша религия - Иудаизм. Скажите, возможно ли мне перейти в иудаизм? С рождения мы не едим свинину, у брата обрезание. Может стоит для начала посетить столичную синагогу? Я боюсь, что меня там не примут. Заранее спасибо

Уважаемая Сара, читайте подборку вопросов и ответов "Переход в иудаизм": там всесторонне разбирается эта тема. 

  • 28.07.2014 05:11

Отношения с неевреями  ]
Добрый день! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Некоторое время назад услышала мнение, что возможность тшувы есть только для еврейского народа. Нахожусь теперь в замешательстве, как быть остальным народам мира со своими ошибками и грехами? Возможно, конечно, у меня представление о тшуве неполноценное. Насколько я понимаю, это возможность исправить то, что ты сделал неправильно, возможность получить прощение Всевышнего, при условии, что ты искренне раскаялся, получил прощение от пострадавшего человека и больше никогда не совершаешь этого греха. Если нет у нас такой возможности, то как же быть нам с нашим прощением? Какому алгоритму следовать? Большое спасибо Вам за то, что отвечаете на наши вопросы, а народу Вашему за то, что он несет Свет Торы сквозь время и пространство.

Очень большая, сложная тема - для виртуального формата. Дам Вам общее направление, идею: конечно же, любой человек, не в зависимости от национальности, может и должен раскаиваться в совершении проступка. Просто сам процесс раскаяния для тех, у кого 613 заповедей, и для тех, у кого их 7, разный (ведь тому, у кого больше обязанностей, гораздо сложнее все их исполнить)...

  • 27.07.2014 19:00

Прочие законы  ]
Mojet li yevreyi yezdyat na avtomobile? (Po tore)

Конечно могут. Не понимаю, откуда сомнения в этом...

  • Jafar2012

  • 27.07.2014 18:59

Прочие вопросы  ]
Шалом, рав! Не снимайте тфилин на руке до полного разгрома нечисти. И спите с ним, слегка расслабив. Головной можно не одевать! Это сбережёт жизни многим. Всех благ

Шалом! Вы ошибаетесь. Спать в  тфилине запрещено. Головной тифилин одевать необходимо - причём, каждый день кроме Суббот и праздников. Т.е., следуя Вашему рецепту, полного разгрома нечисти точно не добиться. 

  • 27.07.2014 18:57

Смешанный брак  ]
Добрый день, у моего деда была фамилия Левитский, и он был из семьи священников, я бы хотел узнать происхождение фамилии, и есть ли еврейские корни или нет.

Фамилия еврейская, происходит от имени Леви - т.е. от одного из 12 сыновей праотца Яакова (одного из основателей 12 колен израилевых), того, от которого действительно произошли все служители Храма. Однако, как Вы наверняка знаете, еврейство определяется не по дедушке, а по маме, и даже еврейство Вашего дедушки тоже по одной фамилии - без документов и свидетельств - не установить...

  • 27.07.2014 18:53

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте уважаемый раввин Зельман. Очень хочу рассказать мою ситуацию и молю Б-га, что вы подскажете мне выход. Мою прабабушку по отцу Эстер Абрамовну 13 октября 1941 года расстреляли немцы в ботаническом саду. Перед своей смертью она своим телом закрыла моего дедушку который среди трупов пролежал до ночи и смог сбежать. Его отец Даниил умудрился отпросится с расстрела потому что знал немецкий. В архивах расстреляных евреев мою прабабушку я не обнаружила но в Яд Вашем есть лист свидетельских показаний от ее второго сына. Так я встретила своего двоюродного прадедушку, мой родной к тому времени давно умер. Он рассказал что Даниил его отец вернувшись спалил все документы чтобы их не убили как евреев и восстановили они документы как украинцы чтобы не быть расстрелянными. Я спрашивала считается ли мой дедушка евреем на основании того что его расстреливали вместе с матерью еврейкой именно как еврея но мне ответили что семейные байки не являются основанием для еврейства, еще был более грубый ответ кто доктор вашему прадеду Даниил что он уничтожил все документы. Я семь лет искала в государственном архиве пересмотрела сотни метрических и загсовых книг и почти ничего не нашла. Да, есть запись что Розинская Эстер Абрамова и Настасивный Даниил Филиппович сочетались браком, но в тех загсовых книгах просто нет графы национальность! У моей бабушки по отцу Аллы Алексеевна отец Сандул Алексей Давыдович, про ее мать практически ничего неизвестно, разве что бабушка картавит и уехала жить в Францию где это незаметно. У моей мамы отец был сапожник, дедушка и прадедушка тоже были сапожники, у ее дедушки даже рядом с синагогой была своя сапожная мастерская. Но мамин отец бросил ее и уехал с тех пор она с ними и не общалась, гордая была хоть и знала где они были. Она кстати выучилась на сапожника и когда пришла работать на фабрику ей сказали о продолжительно старинной династии сапожников пришел, но она не спросила какой, а теперь я ничего не могу доказать. Ее прадед тоже сменил фамилию и я не могу найти его свидетельство о рождении которое бы все обьяснило потому что не знаю на какой фамилии он был! И не знаю где искать фонд где люди меняли фамилии. Свидетельство о рождении Эстер в Херсонском архиве не нашли, тем более там был пожар и свидетельство о рождении Даниила в Полтавском архиве тоже не могут найти. И что мне делать, если ничего не находится? Как доказать что я есть я? Все кто видел моего покойного отца думал что мы евреи, я с гордостью говорила в школе что я еврейка ,а теперь я бьюсь как рыба об лед ничего не могу доказать и вокруг глухой тупик. Я знаю про гиюр но в синагоге работают сводный брат моей бабушки вместе с женой, как говорил отец они меня никогда не видели но заочно люто ненавидят и мне страшно нарваться на грубость тем более что я впадаю в ступора и не в состоянии себя защитить словесно. И еще один вопрос напоследок, уж простите, что я так утомила вас, но мне просто не к кому больше обратиться. Я знаю что было пять талмудов, два из них были сапожников и портных. Если я портная в пятом поколении, а моя мать сапожник в четвертом, должны ли быть мои предки быть в тех талмудах? Я помню двоюродную прабабушку Шуру Давыдову и у нее отдельно была посуда для мяса и молока. Помню моя мама их смешала и Шура демонстративно посуду выбросила, теперь когда я знаю про кошрут, я понимаю ее чувства.

Здравствуйте, уважаемая. Со всеми этими сведениями Вам следует, ничего и никого не боясь, отправиться в Раввинский Суд по месту жительства (или в ближайший к Вам город, если в Вашем нет), и всё подробно, ничего не забывая, рассказать на приёме у раввина. Ибо в любом случае и подтверждением еврейства, и Гиюром, если он понадобится, должен заниматься не виртуальный, а реальный раввин из суда: только авторитетный ортодоксальный Раввинский Суд уполномочен решать эти вопросы. Удачи Вам. 

  • 27.07.2014 18:47

Политические вопросы  ]
Uvazaemiy Rav! Satmarskiy Rebe skazal, shto roditeli 3 ubitich yunoshey sami vinovati, potomu shto zili v Chevrone, gde opasno. Shto skazete?

Сатмарский ребе сказал в том выступлении не только это. Он говорил о страдании народа, о трагедии, которая с нами произошла, о горе, которому все сочувствуют. А потом добавил, что идея захвата и удержания каждой пяди Святой Земли в наших руках не стоит реального риска для еврейских жизней. Галахический вопрос - подпадает ли пребывание в Хевроне и его окрестностях под категорию "саконас нефошойс" (опасть для жизни). Сатмарский ребе считает, что подпадает, и что находиться там - даже ради самой светлой идеи - евреям не следует... Лично мне, на моём очень скромном уровне, крайне трудно обсуждать это мнение, и, тем более, критиковать его. На своём месте я, как и многие другие, могу только молиться за то, чтобы как можно меньше наших собратьев было ранено или, не дай Б-г, убито в эти дни. 

  • Сфасман

  • 25.07.2014 20:25

Знаменитые евреи  ]
Шалом, Рав, Сфасман таки выходит с Вами на связь!

Придётся, после краткого изложения основ метода р. Хаима, попробовать осветить часто задаваемый вопрос, - понять, как получилось, что не все многочисленные выдающиеся ученики р. Хаима стали последователями его методики, и даже более того – кое-кто встал на идеологические позиции, диаметрально-противоположные взглядам учителя. Перечислим для начала наиболее яркие, известные имена. Конечно, самым важным учеником р. Хаима считается его сын р. Ицхак-Зеев – главный герой этого рассказа. Именно он был прямым продолжателем дела и подхода своего отца. Кроме него выделяются: автор книги «Биркас Шмуэль» (где собраны сложные, глубокие толкования Талмуда) глава ешивы «Кнесес бейс Ицхок» в Слободке (потом в Вильно, потом в Кемнице) р. Борух Дов-Бер Лейбовиц; автор 7-томника «Эвен ho-озель» (в основном – комментариев к Законам Маймонида) глава ешивы «Эц Хаим» в Йерушалаиме р. Иссер-Залман Мельцер; автор 6 томов «Левуш Мордхай» (толкования Талмуда и Свода Законов) глава ешивы «Кнесес Исроэль» в Слободке (потом в Хевроне) р. Мойше-Мордхай Эпштейн (с последними двумя связана знаменитая история о предсмертной воле богача из Ковно реб Шраги-Файвеля Франка, выполняя которую его вдова поехала в воложинскую ешиву, чтобы выбрать самого гениального молодого талмудиста в женихи для дочери, и ей тут же предложили р. Иссера-Залмана и р. Мойше-Мордхая, однако на вопрос вдовы, кто из них гениальнее, Глава Ешивы в Воложине (тогда – р. Цви-Йеуда-Нафтоли Берлин, Нецив) ответить затруднился; тогда вдова вызвала из Ковно самого большого знатока Талмуда из всех родственников, и он, после длительного экзамена, тоже не смог принять решение, кто из кандидатов лучше; тогда молодых людей отвезли в Ковно к р. Ицхаку-Элхонону Спектору, одному из самых выдающихся раввинов поколения, и он устроил сложнейший экзамен, в результате которого… обратился к вдове богача с таким вопросом: «А у Вас нет… ещё одной дочери!?»; к всеобщей радости дочек оказалось две: Хая-Мнуха вышла за р. Мойше-Мордхая, а Бэйла-Инда – за р. Иссара-Залмана); автор книги «Шаарей Йошер» глава ешивы «Шаар hа-Тора» в Гродно р. Шимон Шкоп; ещё один сын р. Хаима блестящий знаток и толкователь Маймонида, сотрудничавший с лидерами сионизма глава «Ешивы-юниверсити» в Нью-Йорке р. Мойше Соловейчик, а также и его сын, тоже успевший в детстве поучиться у деда р. Йосеф-Дов Соловейчик, раввин Бостона, а в последствие – после кончины отца – глава «Ешивы-юниверсити» в Нью-Йорке, а также - в молодости - прилежный студент университетов в Берлине и Варшаве, религиозный философ и литератор, ярчайший представитель абсолютной чуждой р. Хаиму идеологии религиозного сионизма.  

  • 25.07.2014 18:45

 ]
Шалом. Я бы хотела начать поиск корней. Предки жили на Украине (с. Губин, Староконстантиновский район, Хмельницкой области). Сама я сейчас живу в Москве. С родственниками на Украине связи нет. Есть предположение, что по женской линии родственники были евреи. Косвенно факты говорят об этом (фамилии, профессии, образ жизни). Но доказательств нет. Документов нет. Помню, мне в детстве говорили, что предки были или немцы, или евреи. Сама я склоняюсь к версии о еврейских корнях. Подскажите, с чего начать поиск. Майя.

  • 23.07.2014 09:37

 ]
Шалом уважаемый рав, Вы пишите, что "еврейство человека, принявшего другую веру, приостанавливается до полного раскаяния и возвращения к своим духовным корням". Но позвольте, как оно может приостановиться, когда человек родился евреем? И к какой национальности он должен себя в таком случае относить?

  • 22.07.2014 21:50

 ]
Здравствуйте, рабби! Я рано потеряла отца, после его смерти его брат, мой дядя, почти не интересовался нашей семьей и не помогал нам. Моя покойная бабушка очень этим возмущалась и говорила, что в старину по еврейским законам человек был обязан жениться на вдове брата и воспитывать его детей, а дядя вот так себя ведет. Недавно я узнала о заповеди ивума и поняла, что бабушка наверно говорила о ней, но неверно понимала ее сущность. Значит, в иудаизме нет никаких законов, согласно которым человек должен помогать семье умершего брата, сестры?

  • 21.07.2014 18:13

 ]
Здравствуйте! Меня интересует толковании Бытия, где можно его посмотреть?

  • 20.07.2014 20:27

 ]
Шалом, уважаемый Рав. А вот как вот такое утверждение: Еврейские мамы мальчиков почти всегда против выбора своих сыновей - евреек, а еврейские мамы девочек почти всегда за выбор своих дочек (еврейских мальчиков)?

  • 18.07.2014 16:58

 ]
Доброго времени суток, Ребе Зельман. Не представляется ли вам что гиюр в корне обесценивает идею иудаизма как таковую и создаёт благодатную почву для бытовой конъюнктурщины (примеров тут, в вопросах вам, немало)? Соблюдение же внешних атрибутов не есть суть вещей - разве что из весьма важных (вроде пищевых запретов и т.п.). Прибора же, точно устанавливающего внутренние побуждения человека и степень его искренности в намерениях, не изобрести. По жизни ответы на вопросы получаю обычно методом набивания шишек - весьма эффективно, и попутно нахожу точные ответы в теории. Понять весь иудаизм, и не всем раввинам под силу - тут искра Божья нужна, как в любом деле. Но в этом всё и дело - смысл изучения Торы. Разъясните мне, пожалуйста, если так можно выразиться, степень тяжести предательства в системе грехов и с чем это связано - вопрос мучает меня много лет. Спасибо.

  • 17.07.2014 17:52

 ]
Здравствуйте! Уважаемый рав, мне необходимо с вами посоветоваться. Я сама русская, два года назад вышла замуж за еврея, и год назад родила ему двойню - мальчика и девочку. Живем мы очень хорошо: за те три года, что мы вместе (год до свадьбы встречались) у нас не было ни одной ссоры, не то что крупной, а вообще ни одной. В материальном плане тоже все хорошо. Вроде бы семья на зависть всем. Но есть один неприятный момент - родители мужа были изначально против нашего брака, и так до сих пор с ним и не смирились... В гостях они у нас не бывают, внуков видели всего один раз, на меня смотрели косо при редких встречах. Муж к ним ездит без меня переодически, но всегда возвращается грустным, видно его пилят там знатно. Последнее время он стал видится с ними значительно реже. Мы только с его сестрой поддерживаем хорошие отношения, она у нас часто бывает. А вот родители и брат... И меня вся эта ситуация тревожит - я выросла в дружной семье и понимаю, как важно быть с близкими в хороших отношениях. Я понимаю, что мужа все это расстраивает, да и не правильно так. Вот, собственно, и мой вопрос: скажите, рав, как же у вас принято вести себя в том случае, если нежелательный для вашей традиции брак уже состоялся? Правильно ли ведут себя его родители? Ведь наши дети - все равно их внуки, хоть и не считаются евреями. К тому же мой муж и сам никогда не считал себя иудеем, он вроде как агностик. И даже не был против крещения детей, и сам при этом присутствовал в церкви. Но его родители считают, что именно я его сбила с пути истинного... Как быть?

  • 16.07.2014 17:00

О странностях любви  ]
Уважаемый Раввин! Я услышал такое утверждение: Еврейские мамы мальчиков всегда недовольны выбором этим мальчиком себе невесты, а еврейские мамы девочек довольны выбором девочки себе жениха. Так ли это?

Не только еврейские, не только мамы, и не всегда. Почти всегда. И секрет прост: каждая мама мечтает об идеальном спутнике или спутнице для обожаемого дитяти. А идеалы встречаются очень, очень редко...

  • 16.07.2014 16:57

Отношения с неевреями  ]
Шалом, рав Исроэль! Прочитал в житиях Александра Невского фразу "не в силах Б-г, но в правде". И возникла мысль, а не из Торы ли это изречение или всё же это оригинальная мысль Александра?

По-моему, мысль оригинальная. Ведь вообще поиск "Б-га в чём-то" - дело, с первого взгляда, довольно странное (наоборот: всё остальное находится как бы внутри Его Бесконечного Света...). Правда, в "Книге Царей" имеется похожее место: когда Творец открывался пророку Элияу, написано, что Б-г "не в ветре, не в грохоте и не в огне"... Однако об упомянутом после этого "голосе тишины тонкой" не сказано прямо, что "в ней Б-г". Иными словами, если сказать, что Б-г в правде, получается, что правда - самое важное, что она, не дай Б-г, даже больше Самого Творца, ибо включает Его... А это мысль, хоть и оригинальная, но неверная. 

 

Календарь