• 05.07.2015 19:02

 ]
По поводу происхождения моей фамилии существует несколько версий по поводу происхождения моей фамилии: моего прадеда зовут Адам Редчиц - деда - Адам Брониславович, Есть версии, что 1. Поляки 2. Немцы, по третьей - Евреи? Как Вы, уважаемый, считате, какая из них ближе к истине? Ареал их проживания Польша - западная Украина

  • 05.07.2015 17:42

 ]
Уважаемый Исроэль, к моему великому сожалению, Вы не отвечаете по-существу на мои вопросы? Вот последний 01.07.2015 20:48. Я же написал, что для меня Б-г и Он - разные понятия. Конечно, Вы не согласны. И для меня нет вопросов в механизме общения Б-га с положительными (типа праотцов) или отрицательными (типа Билама) персонажами. Но любой тип общения для меня подразумевает элемент познания. А вот с Ним общения быть не может ПРИНЦИПИАЛЬНО, потому что Он - абсолютно непознаваем и недостижим. Есть ли в иудаизме объяснение этого парадоксального казуса?

  • 05.07.2015 06:10

 ]
Здравствуйте! согласно Торе, десятую часть доходов евреи приносили в храм для служения левитов и священников. Находится ли этот закон в действии сейчас,когда нету храма? Могут ли этим законом пользоваться неевреи для содержания какой-либо общины, или это постановление дано исключительно еврейскому народу?Спасибо!

  • 02.07.2015 18:12

Прочие вопросы  ]
Почему рав М.-Р. Асман выглядит как русский мужик?

Очень прошу уважаемых посетителей не заниматься еврейской физиономистикой: пусть будет много евреев - хороших и разных (как грубо, но точно сказала моя тётя, попав впервые в Израиль: "Если видишь жидовскую морду, значит, ТОЧНО ИЗ СССР!")

  • 02.07.2015 15:59

 ]
Вы писали,что один из Гаонов сказал,что брат изменивший веру,не должен делатъ холицу,т.к. он рассматривается как нееврей. я видел ответ Раши,где он пишет в аналогичном случае, что должен, там он рассматривает приведенное высказывание Гаона - не помню имени что не должен и отвергает его, т.к. этот Гаон-по крайней мере как его цитирует Раши , говорит, что брат изменивший веру , не должен делать холицу, только если он изменил веру до хупы умершего брата, если после - то должен - то естъ из ответа этого Гаона нелъзя сделать вывод что еврей изменивший веру как нееврей во всех отношениях, а лишъ только он обясняет нюансы холицы. всё это по указанному ответу Раши (возможно естъ другие ответы и других гаонов? я писал изменивший веру, а не идолопоклонник, т.к. речь шла о гаоне жившем в 9 веке по неевр. в ираке - возможно речь там шла о принявшем ислам?

  • 01.07.2015 21:40

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте, рав Зельман. Действительно ли гиюр это не переход в иудаизм, а присоединение к народу Израиля, а присоединение к Бней Ноах и исполнение семи заповедей уже считается для неевреев вероисповедованием иудаизма?

Не стал бы так формулировать: 7 заповедей Ноаха, хотя и данная Торой система поведения, называться в полной мере "иудаизмом" не может. Сам термин же происходит от названия главного колена - колена Йеhуды, и является внутриеврейским... А то, что Гиюр - присоединение к нашему народу, мысль совершенно верная. 

  • 01.07.2015 21:04

Прочие законы  ]
Уважаемый Ребе! 16 июня исполняется год со дня смерти моей мамы. Когда, согласно еврейскому календарю, я должен читать поминальную молитву и делать кидуш в ознаменование этой даты. Спасибо

Извините, пожалуйста, что задержал ответ (только сейчас добрался до ответов - впервые за месяц, из-за огромной невиртуальной нагрузки), однако когда Вы задавали вопрос, дата была уже пропущена: если  вы ещё этого не установили, ваша дата ежегодно - 18 день месяца Сивана.

  • 01.07.2015 21:00

Смешанный брак  ]
добрый день ответьте пожалуйста мою пробабушку по фамилии критская в 40х депортировали из г борислова на ставрополье она мать моей бабушки матери моей матери являюсь ли я евреем..?

Добрый! Если Вы уверены, что г. Критская была еврейкой (а на основании одной фамилии это, как вы понимаете, не устанавливается), то Вы - еврей. 

  • 01.07.2015 20:58

Прочие вопросы  ]
Добрый день. У мужа бабушка еврейка - Мария Кац, у матери шла фамилия отца-азербайджанца. Они жили здесь- в Баку, но после определенных событий, и после смерти единственное дочери, т.е матери моего мужа, дедушка с бабушкой уехали в израил. Потом была получена информация, что она жила в доме престарелых, и умерла в Израиле. Можно как то узнать где находятся могилы его дедушки и бабушки? Как то можно попасть на их след, может найти родственников, с которыми они там общались? В Баку есть могилы родственников бабушки, тоже все Кац.

Добрый. Вопрос конечно правильный. Но надо его пытаться выяснить, прежде всего, через семейные каналы, по-моему. Откуда была получена вся информация вообще? Может, там и можно выяснять? Потому что, как Вы понимаете, фамилия Кац - не просто распространённая, и по ней что-то найти в Израиле... не представляю, как возможно... 

  • 01.07.2015 20:55

Смешанный брак  ]
Уважаемый рав Зельман! Запрет на смешанные браки касается ЗАКЛЮЧЕНИЯ, или ПРОДОЛЖЕНИЯ тоже. Иначе говоря: мужчина-ноахид и женщина-герет могут ли ПРОДОЛЖАТЬ жить вместе после того, как гиюр совершен?

Что Вы, конечно всего касаются, конечно не могут продолжать после Гиюра. Тут же дело не столько в "браке", сколько в самой близости - еврейки и нееврея. 

  • 01.07.2015 20:53

Основы веры  ]
Ребе, человека, который не делает 39 работ в Шаббат, делает кидуш, 3 трапеза и авдолу, но не ходит в синагогу, и который не кушает запрещенного, но кушает в обычных ресторанах рыбку там, салатик овощьной, можно назвать соблюдающим Шаббат и кашрут?

В широком смысле - безусловно (только вот "салатик"... там - того, червячки могут водиться... с ними шутить нельзя... да и рыбка - вдруг приготовлена на посуде, на которой полдня назад мясо жарили... это всё - нарушения запретов Торы могут быть, не дай Б-г). Но, конечно, необходимо идти вперёд и ввысь, и добиваться точности в соблюдении законов. На что Вам моё скромное, но душевное благословение!

  • 01.07.2015 20:48

Каббала  ]
"Сущность и не познаваема, и не называема..". Это Ваши слова (01.06.2015 06:17). Не познаваема? - абсолютно точно! Ну называть как-то надо. Я, например, стараюсь не использовать конкретные слова типа Б-г, а предпочитаю Абсолют, Оно, Он. Сущность - тоже хорошо. Но всё-же, в иудаизме все перечисленные названия подразумевают одно и то же! Если да, то как могли проистекать контакты Его с Праотцами? Это не пересекающиеся субстанции ни в материальном, ни в духовном пространстве. Чтобы не тянуть дискуссию, я выскажу свою точку зрения - Б-г это Посланник (Отражение) Его для иудеев. Я уверен, что Вы не согласны, но, пожалуйста, хоть кратко обоснуйте. Спасибо.

Правда, очень, слишком сложная тема для электронного формата. Елико возможно упрощая и сокращая, можно осторожно заметить, что не следует лишать Вс-вышнего права и возможности явиться кому-то из праведников в пророческом видении и использовать при этом некое подобие голоса (или, например, транслировать мысли). Как это происходит технически - вопрос архитрудный, может быть, на нашем простом уровне вообще неразрешимый: много лет надо учить каббалу с правильным учителем... В общем, как сказал герой незабвенного советского фильма, услышав, как поёт участница местной самодеятельности: "Ерунда!! Чтоб так петь - двадцать лет учиться надо!"

  • 30.06.2015 16:41

 ]
Уважаемый раввин. Читая комментарий на главу Хукат встетил следующее: Некоторые из иерусалимских домов вместе с дворами, в которых они располагались, были выстроены прямо на скале, причем под ними — то есть между ними и скалой — было оставлено пустое пространство. Человек, постоянно находящийся в таком дворе, не мог соприкоснуться с нечистотой, поскольку полость между скалой и домом, согласно закону, «экранирует» нечистоту и не позволяет ей распространяться вверх. Таким образом, даже если бы мертвое тело каким-то образом попало под скалу, распространяемая им нечистота «отражалась» бы этой полостью и не попадала во двор. В такие дома помещались незадолго до родов жены священников. Родившиеся у них сыновья воспитывались там и никогда не соприкасались с «тумат мет». Когда эти дети отправлялись окроплять священника, готовившегося к Маасе Пара, их перевозили на спине огромных быков над шатром, сделанным из не принимающего нечистоту материала, с тем, чтобы этот шатер «отражал» внешнюю нечистоту, над которой им, может быть, пришлось проехать. Прежде всего, они направлялись с каменными сосудами в руках к источнику Шилоах, где набирали «живую воду», необходимую для окропления. Поскольку никто не устраивает кладбища на дне рек, им разрешалось ступать на землю у источника и набирать из него воду. От Шилоаха они отправлялись на Храмовую гору. Там они, наконец, слезали с быков и безбоязненно ступали на землю, поскольку под всей Храмовой горой и постройками на ней было оставлено пустое пространство. Они направлялись в помещение, где находился священник; у входа в него стоял сосуд с пеплом «Красной телицы», они брали щепоть пепла, бросали его в воду и окропляли ею священника. Перед этим они окунались в микву: хотя они, вне всякого сомнения, не соприкасались с «тумат мет», существовала вероятность того, что они соприкасались с другими видами нечистоты. Существовало правило, согласно которому ребенок, окунувшийся в микву для того, чтобы окропить одного священника, не должен был окроплять никого другого; он не должен был окроплять его из сосуда, принадлежащего другому ребенку, даже если тот также окунался в микву с той же целью, а только из своего собственного. Все это — только часть постановлений, принятых специально ради Маасе Пара. Спаибо за ответ. С уважением Леви

  • 28.06.2015 01:44

 ]
Вечер Бодрый. Скажите, пожалуйста, одно из мест, куда попадает душа после своего земного пути названа "шеол". Корень этого слова как я понимаю тот же, что и у слова "шейля" (вопрос). Если между этими словами есть прямая связь, то по сути дела процедура "шеола" имеет что-то общее с темой "вопроса". Если мои соображения не совсем наивны, то объясните, какая связь между ними? и связана ли процедура "шеола" с тем вопросом, который Творец задал Адаму в Эдене "Где ты?". Благодарю.

  • 28.06.2015 01:30

 ]
Вечер Бодрый. Пожалуйста, помогите понять. Этот мир называется Олям А-зе, а следующий этап- Алям Аба. Как я понимаю корень слова Олям- от слова "сокрытие". Можно ли понять это так, что Этот Мир- имеет сокрытие Творца ( если по-простому так выразиться), но ведь Олям Аба- это момент, когда "в тот день будет Господь ОДин и Имя Его одно"- т.е. пелена "сокрытости" она как бы исчезает. Если это так, то почему седьмое тысячелетие остаётся носителем какого-то "сокрытия" (оляма) Творца? Понимаю, что вопрос "недетский", но если есть возможность, то дайте ответ на него: "в чём же суть сокрытия Творца в Олям Аба?". Благодарю.

  • 27.06.2015 22:34

 ]
Шалом, уважаемый Рав! А как правильно писать Раввин или Равин? Понимаю, что Раввин вроде лучше, а вроде Равин тоже правильно,

  • 26.06.2015 01:09

 ]
Здравствуйте.Хочу поинтересоваться,я до 22 лет жила и не знала что папа который записан у меня в свидетельстве,не является моим биологического отцом.Тут раскрылась,тайна что мой отец биологический при разводе ,с мамой написал на меня отказную.Чтоб новый муж мамы мог меня удочерить ,и чтоб я никогда не знала что у меня есть другой папа,то есть новый муж мамы.И тут я узнаю что у меня есть еще папа мой родной,мы с ним начинаем общаться и я узнаю.Что моя бабушка еврейка но вышла замуж за Украинца.Кем я являюсь? И могу ли я стать еврейкой и уехать в Израиль ? Какие мне нужни документы?

  • 23.06.2015 13:07

 ]
Уважаемый г.Зельман. Месяц назад я спросил Вас о том, как и когда мне помянуть год назад ушедшую в лучший мир маму.К сожалению ответа я не дождался, хотя на более позже заданные вопросы Вы ответили.Наверное, вопрос мой был задан позже для положенных для поминания мероприятий т.е.я опоздал? Спасибо.

  • 23.06.2015 13:03

 ]
Уважаемый рав Исроэл, мне очень жаль, но принцип постепенности в приобщении к соблюдению не является компромиссом. Это лишь малоуспешная тактика для думающих и более успешная для неофитов. А ведь можно было пойти на многие послабления, не меняя ни одной буквы Торы, по принципу временной неактуальности, как это реально произошло с многими вопросами, связанными с временным отсутствием Храма. Но нет! На самом деле, я давно уже понял, что, к сожалению, со стороны соблюдающих иудеев компромиссов сближения с несоблюдающими быть не может, и это трагедия будущего для всего народа.

  • 23.06.2015 03:44

Смешанный брак  ]
здравствуйте! В этом году на пасху (я грузинка, христианка, мой муж еврей недавно чуть больше чем через месяц после того о чем напишу, он покрестился) на пасху я утром зажгла свечу, поставила 2 старинные иконы, присела отдохнуть, а когда встала на ноге было отдавлено, мой муж сказал что на ноге какая то надпись на иврите (могу выслать фото), он пытался прочесть, но у него не получилось, сказал что ему можно без огласовкок читать, кому не показывали фото все говорили что очень похоже на надпись, в мае мы путешествовали и были в Грузии зашли в синагогу, там был служитель (хранитель) синагоги, мы ему показали он очень изменился в лице и сказал что это "имя Бога" больше ничего по этому поводу не сказал и сменил тему, как вы думаете, могло ли это правда быть имя Бога и что это может значить? Мой муж очень верит в знаки судьбы и говорит что это послание, и это послание ему, т.к. он увидел и еще на иврите.... Как бы вы могли прокомментировать такую ситуацию? Может я вам вышлю фото, чтобы вы сами посмотрели и сказали что там?

Очень странная, удивительная история. Конечно, надо, чтобы Ваш муж побеседовал с раввином лично. Есть такая возможность? Например, в Тбилиси у меня есть очень хорошие близкие люди, с которыми он мог бы встретиться...

  • 23.06.2015 03:41

Прочие законы  ]
Здравствуйте, уважаемые равины. Я не мог­у забеременеть, потому что у меня происх­одит овуляция на 10 день цикла, а в микв­у я попадаю на 13 день. Я не бесплодная,­ я не хочу принимать гормоны и сдвигать ­цикл, так как у меня очень слабый органи­зм и гинеколог говорила мне, что это нор­мальное время овуляции для меня и если с­двигать, то могут быть проблемы. Я очень­ хочу детей и жить без них не могу. Кажд­ый раз я хожу в микву зная, что овуляция­ уже закончилась и горю и страданиям моим­ нет предела. Ситуация осложняется тем, ­что я уже не очень молода и с каждым ­месяцем шансов на зачатие детей всё мень­ше. Из за этого я каждый день плачу, дум­аю, у меня появились психологические про­блемы. Муж ничем не хочет мне помочь, он­ говорит, что это мои проблемы. Что мне­ делать?

Здравствуйте. Проблема известная, очень серьёзная, однако надо её решать в личном общении. Есть образованный ортодоксальный раввин в Вашем городе? 

  • 23.06.2015 03:40

Отношения с неевреями  ]
Dear Mr. Zelman. I just notice that suddenly quite interest from people of Ukraine,not Jew, become a Jew and emigrate to Israel, to continew journey to beautiful tradition, learn more about Judaism and so on. It sounds good, great , but too good to be true. Ukraine famous for anti semitism and pogroms and other terrible atrocity to jews. This is why i had to emigrate in 80-s. Why now? Because of the situation in Ukraine? It is the easiest way to get out from the country, at this moment, just become a jew (for a while, then will see) Can you imagine Ukrainian anti semites in Israel, it is already grow fast in Russ. speak community, especially between young's, that not consider them self as a jews. It's going to be similar, Look what happens in Europe, with muslims saying I'll be a good French citizen, let me in and then suddenly: i am not French, i am muslim. How that possible to distinguish people, who just need to get out from Ukraine and see transformation to "Jew" as a easy way, or the only way, or people who really admire the religion and culture. Sorry, i am not politically correct. thank you. Gene.

Отвечу по-русски, поскольку большинство наших читателей говорит по-русски (и некоторые по-еврейски). Да, конечно, история отношений евреев с украинцами, к сожалению, не располагает к оптимизму. Фактов много, и их характеристика колеблется от "печальной" до "чудовищной". Однако следует предостеречь от однозначного отношения к любому народу: среди всех встречаются очень разные люди, и это общеизвестно и не нуждается в доказательствах... Что же до ситуации на Святой Земле и её сравнения с Францией - при всех проблемах (реальных и болезненных) всё-таки там ещё до французких проблем очень далеко (если, конечно, не иметь в виду саму проблему конфликта арабов и евреев - это безусловно центральная проблема, настоящая и очень сложная...)  

  • 23.06.2015 03:32

Еврейское образование  ]
Уважаемый рав Зельман! Спасибо Вам за ответ от 19 мая на мой вопрос о пропасти между религиозными и светскими евреями. Называть это, действительно, можно как угодно - предрассудки, предубеждения, - от этого суть не меняется. Но давайте не будем усложнять до уровня диссертации по социологии. Я надеюсь, что Вы согласны со мной, что главным таким предубеждением является разный подход к восприятию иудаизма. Вы предлагаете начать разговаривать по-человечески. Но позитивный результат такого разговора может быть достигнут, как и везде, только на основе компромисса. Пожалуйста, рав Исроэль, сформулируйте хотя бы одну-две конкретные темы, по которым по Вашему мнению, возможен компромисс.

Компромисс действительно возможен, и он уже во многих случаях осуществляется. Например, для светских людей, которые приходят к нашим вечным ценностям, существует целых ряд (длинный список) "облегчений" и послаблений, от них не требуется делать всё так же строго, вести такой же суровый образ жизни, как в самых глубоко-религиозных общинах и кварталах. И специалисты - люди, которые как раз занимаются "приближением далёких", хорошо знают, что можно и нужно делать в этом направлении. Именно это и есть важнейший компромисс - не пытаться ввергнуть нового, светского, интересующегося человека сразу во все глубины и сложности еврейского образа жизни, дать - как минимум, на первых этапах - необходимый минимум. В общем, - принцип постепенности (и индивидуальный подход). 

  • 23.06.2015 03:26

Смешанный брак  ]
Украина Мариуполь Вопрос-был на Святой Земле стал к стене плача пробило словно током плакал 3 часа понял что я Еврей и это подтверждается родством- как жить прошол афган 2 раза не было так туго как сейчас в Украине война развал Евреев гнобят с полной силой хочется взять оружие но как быть с богом?

Давайте, если можно, чуть яснее: Вы приехали на Святую Землю, почувствовали, что являетесь евреем, и имеете еврейские корни? Вы, наверное, знаете, что принципиально - с какой стороны эти корни (с маминой или с папиной). Поэтому в зависимости от того, являетесь ли Вы уже евреем или только имеете родство с евреями, следует и действовать... А подобная реакция на Стену - дело очень распространённое. "Никогда не отлучалось Присутствие Б-га от Западной Стены", как сказано в Мидраше. И чувствительные люди этим сразу проникаются. 

  • 23.06.2015 03:22

Основы веры  ]
Здравствуйте,уважаемый Раввин! Мой друг,живущий в Ср.Азии и неимеющий возможности выйти в интернет или поговорить с Раввином просит Вас дать ответ на волнующие его вопросы. В торе 613 заповедей и законов. Наверное невозможно прожить свою жизнь, не нарушив не единого закона, не совершив ни единого греха. Грех отделяет человека от Бога. Совершая грех, человек возводит преграду между собой и Богом и эта преграда не позволяет человеку войти в царство Божее. Как можно очистить свои грехи, то есть устранить преграду отделяющей нас от Бога? Через обряд жертвоприношения, через обряд хлебного приношения, через ритуал омовения водой, путем компенсации грехов добрыми делами,- все эти моменты, если я правильно понял, описаны в торе или я что-то понял неправильно? Теперь самое главное: существуют ли грехи которые не могут быть прощены человеку,которые ни как и ни чем нельзя отчистить? Совершив эти грехи человек обрекает себя на поражение как в земной жизни, так и в день последнего суда. Если такие грехи действительно имеют место быть, каково количество этих грехов и их список. Проще говоря, можно ли отчистить свои грехи и если да, то все ли из них? С уважением Максим!

Здравствуйте. Сегодня главное средство для прощения, очищения грехов - Раскаяние. Нужно, во-первых, категорически отказаться от неправильного поведения, чистосердечно попросить прощения у Б-га (и у ближнего - если грех совершён против человека), и приложить все усилия, чтобы никогда не повторять содеянное. Также помогают пожертвования бедным. Почти все грехи могут быть искуплены и прощены. Редкие исключения (стираемые только смертью) - это так называемое осквернение Имени (когда, например, известный религиозный человек, представляющий нашу веру, ведёт себя, не дай Б-г, откровенно недостойно и тем самым бросает тень на весь народ и на всю религию). 

  • 23.06.2015 03:16

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте, мою прабабушку (по отцу) звали Мараховская Степанида Абрамовна, бабушку Мараховская Мария Никитична, я знаю что до революции они были высланы из Польши. Как можно узнать есть ли еврейские корни, особенно если это по моему отцу. Спасибо.

Здравствуйте, очень распространённая проблема: читайте подборки вопросов и ответов "Смешанный брак" и Переход в иудаизм". Вообще надо искать все возможные документы и свидетельства. Хотя, конечно, отцовская линия, как Вы понимаете, евреем Вас не сделает. 

  • 23.06.2015 03:14

Прочие законы  ]
У меня вопрос такой: Вот Б-г пишется завуалировано, так же как имена Б-га. А вот слова "Т-ворец" и "Г-сподь" тоже надо писать завуалировано? (ну я имею ввиду, например, как тут сейчас - через тире).

Творец принято писать целиком - это всё-таки не прямое название, не Имя, а, так сказать, Профессия (одна из профессий...). А вот Г-сподь, насколько я знаю, пишут через тире. 

  • 23.06.2015 03:13

Прочие законы  ]
Дорогой Ребе. Пишет Вам БН из Кременчуга. Как вы думаете насчет решения проблемы мамзерута в Израиле при помощи Торы и современных репродуктивных технологий по приведенной ниже схеме. Ныне в Израиле довольно остро стоит проблема мамзерута. И если она успешно замалчивается, то это не значит, что её нет. Мамзер (מַמְזֵר, женский род — מַמְזֶרֶת, мамзерет), согласно Галахе — рожденный (рожденная) еврейкой в результате кровосмесительной связи (Лев. 18 и 20; Иев. 21а–22а; Майм. Яд., Хилхот ишут 1:5–6;) или измены мужу с другим евреем, а также во втором браке с евреем, если первый брак расторгнут не по обряду, предписанному Галахой. Проще говоря, мамзером считается человек, родившийся от такой запрещенной связи, которая, по Торе, карается смертной казнью или каретом (наказание с Небес — «отсечение души»). Даже если закон был нарушен случайно (и, следовательно, за нарушение не полагается смертная казнь или карет), ребенок, родившийся от такой связи, будет мамзером. И не только сам этот ребёнок, но и все его потомки. Мамзерут передается как по мужской, так и по женской линии. Согласно Галахе мамзер не может связываться узами брака с другими евреями, как сказано («Дварим» 23:3): «Да не войдет мамзер в общину Всевышнего…», он может вступить в брак только с прозелитами или другими мамзерами. Мудрецы учат нас, что в мессианскую эпоху «мамзеры очистятся», т.е. снимут этот изъян со своего потомства, (Кидушин, глава третья, Мишна тридцатая), в частности такой позиции придерживается рабби Йоси. И, следовательно, очищение от мамзерута – один из признаков наступления мессианского времени. Прежде всего, нужно упомянуть, что в Мишне детально разработан метод очищения от мамзерута потомства мамзера-мужчины. Рассмотрим его подробно. .......... МИШНА, ТРАКТАТ КИДУШИН комментарии раби Пинхаса Кеѓати Глава третья МИШНА ТРИНАДЦАТАЯ РАБИ ТАРФОН ГОВОРИТ: МОГУТ МАМЗЕРЫ ОЧИСТИТЬСЯ. КАКИМ ОБРАЗОМ? ЕСЛИ МАМЗЕР ЖЕНИЛСЯ НА РАБЫНЕ, РОЖДЕННЫЙ – РАБ ОСВОБОДИЛ ЕГО – ОКАЗАЛСЯ СЫН ЧЕЛОВЕКОМ СВОБОДНЫМ. РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ВОТ, ЭТО – РАБ-МАМЗЕР. ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ТРИНАДЦАТОЙ После того, как в предыдущей мишне мы учили, что ребенок мамзера – мамзер и ему запрещено «входить в общину Г-спода» [то есть жениться на еврейке], в этой мишне раби Тарфон учит, что у мамзера есть возможность «очиститься»: то есть, сделать так, чтобы его потомки уже не были мамзерами. РАБИ ТАРФОН ГОВОРИТ: МОГУТ МАМЗЕРЫ ОЧИСТИТЬСЯ – снять этот изъян со своего потомства. КАКИМ именно ОБРАЗОМ могут они очиститься? ЕСЛИ МАМЗЕР ЖЕНИЛСЯ НА РАБЫНЕ-кнаанейке, РОЖДЕННЫЙ – РАБ – ребенок, которого рабыня родит от мамзера, раб (как мы учили в предыдущей мишне: что «рожденный от нее – подобен ей» когда же мамзер, который является и отцом, и господином ребенка рабыни, ОСВОБОДИЛ ЕГО – отпустил своего сына-раба на свободу – ОКАЗАЛСЯ СЫН мамзера ЧЕЛОВЕКОМ СВОБОДНЫМ– и теперь он исраэль во всех отношениях. Согласно выводу, к которому приходит Гемара (Кидушин, 69а), раби Тарфон считает, что мамзер может купить рабыню-нееврейку и жениться на ней специально для того, чтобы его потомство уже не быломамзерами. Дело в том, что мамзеру разрешена рабыня-нееврейка (ЃАРАН см. также «ТОСФОТ-ЙОМТОВ») поскольку рожденный ею ребенок – раб, но если его отец-господин освобождает его, он становится полноценным свободным евреем, которому разрешено «войти в общину Г-спода» [то есть, жениться на еврейке]. РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ВОТ, ЭТО – РАБ-МАМЗЕР. Поскольку сын рабыни – подобен ей, то он – раб, но также и мамзер, так как этот изъян остается у него навечно. Как видно из Галахи, мамзерут мужчины – не такая уж неразрешимая проблема. Для решения проблемы мужского мамзерута достаточно формально восстановить социальный институт «хананейского рабства» для нееврейских женщин. Согласно Галахе, когда еврей покупает рабыню-нееврейку, она должна пройти процедуру, похожую на гиюр, которая включает в себя окунание в микву и принятие на себя обязанности выполнять законы Торы. Таким образом, она становится в какой-то степени еврейкой (рав Реувен Куклин). Такая рабыня в талмудической литературе называется «хананейской рабыней». «Кнаанейский раб» не обязательно должен быть кнаанейцем по рождению, может вести своё происхождение от разных народов. Он называется кнаани потому, что Ноах проклял Кнаана, сказав: «Раб рабов будет он у братьев своих» (Бэрейшит 9, 25). Когда хозяин освобождает раба, тот становится полноценным евреем и обязан выполнять все заповеди Торы, как любой другой еврей. Владельцем раба может быть как один человек, так и несколько одновременно. При восстановлении социального института хананейского рабства для избегания злоупотреблений лучше сделать так, чтоб «хананейская рабыня» формально принадлежала не «мужу», а раввинскому суду, бейт дину, который занимается проблемами мамзерута. Резиденцию этого бейт-дина желательно разместить в Ашдоде (Захария 9:6). Неразрешимой проблемой кажется, согласно приведенной выше мишны, только проблема мамзерута женщины. Мамзерут, как утверждает Тора, передается потомству как по мужской, так и по женской линии, то есть посредством мужских и женских половых клеток. И «зерно мамзерута» может прорости только на «еврейской почве», то есть в лоне еврейки, поскольку известно, что ребенок, рожденный нееврейкой от мамзера является неевреем (со статусом ми-зера Исраэль, от семени Израиля), и при прохождении гиюра становится полноценным евреем, но никак не мамзером. Кроме того, как было сказано в рассмотренной выше мишне, «зерно мамзерута» не прорастает даже «на почве» хананейской рабыни. Согласно мнения ведущих галахических авторитетов, при внутриутробном развитии душа ребенка формируется, как самостоятельное явление. Никакого «смешивания» с душой матери не происходит. Но духовное питание все эти девять месяцев плод получает от души матери. Точнее, душа матери становится каналом, по которому с Неба к ребенку нисходит, условно говоря (очень условно!), духовная энергия для построения, формирования души. Эта энергия «окрашивается в оттенки» канала, по которому она поступает, то есть — души матери (1). Именно поэтому еврейство определяется по матери (рав Элиягоу Эссас). Тут нам и открывается возможность при помощи современных технологий экстракорпорального оплодотворения снятия изъяна мамзерута с потомства мамзерет. Согласно раввинам Мордехаю Элиягу и Моше Соловейчику (2) в случае суррогатного материнства при экстракорпоральном оплодотворении с применением донорских яйцеклеток галахической матерью является выносившая и родившая - суррогатная мать. В этом случае суррогатная мать обязана быть еврейкой, в противном случае ребенку нужен гиюр. То есть если еврейке пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку нееврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет евреем. И наоборот, если нееврейке пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку еврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет неевреем, и для того, чтоб стать евреем, ему потребуется пройти гиюр. (Попутно отметим, что если хананейской рабыне пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку еврейки или нееврейки, то ребенок, которого она выносит и родит, будет иметь статус хананейского раба). А поскольку мамзерут передается потомству исключительно посредством половых клеток, в данном случае яйцеклетки, то, следовательно, если в лоно мамзерет пересадить оплодотворенную яйцеклетку полноценной еврейки или нееврейки, то рожденный ею ребенок будет полноценным евреем без изъяна мамзерута. То есть в этом случае женщина-мамзерет может испытать радость беременности и материнства, не передав рожденному ею ребенку изъян мамзерута. (Но если в лоно еврейки пересадить оплодотворенную яйцеклетку мамзерет, то ребенок будет мамзером, поскольку мамзерет передается посредством половых клеток и «прорастает» на еврейской почве!!!) Конечно же, женщина-мамзерет, как и любая другая, захочет ребенка, который является её генетическим потомком. Это желание похвально и она имеет полное право его осуществить. В этом случае ей на помощь придет ЭКО и хананейская рабыня. Если хананейской рабыне пересадить при ЭКО оплодотворенную яйцеклетку мазерет, то, по аналогии с мишной тридцатой трактата Кидушин, ребенок, которого она выносит и родит, будет иметь статус хананейского раба до своего «освобождения», не унаследовав изъян мамзерута. А после формального «освобождения» он будет считаться полноценным евреем. Таким образом, можно считать, что при помощи современных медицинских технологий проблема мамзерута легко решаема. Без сомнения, человек по природе своей слаб. Мамзеры, как мальчики, так и девочки, будут появляться в еврейском народе, но теперь, с современными технологиями, данный социальный статус не является неразрешимой жизненной трагедией. Решение проблемы мамзерута является одним из признаков наступления мессинской эпохи. Выводы. Для исполнения мессианских пророчеств относительно мамзеров и мамзерута, а следовательно для приближения эпохи освобождения Главный Раввинат должен выполнить следующие шаги: 1. Должен быть формально восстановлен социальный статус «хананейская рабыня». 2. Необходимо издать постановление, согласно которому мужчина-мамзер обязан выполнить заповедь «плодиться и размножаться», но при этом обязан оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. Поэтому закон о браке для мужчины-мамзера должен быть установлен таким образом, что он имеет право жениться только на нееврейской женщине, имеющей статус хананейской рабыни». 3. Необходимо издать постановление, согласно которому женщина-мамзерет имеет право выполнить заповедь «плодиться и размножаться», почувствовав радость беременности и родов, но при этом оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. Для этого она может выносить и родить ребенка с использованием донорской яйцеклетки от еврейки или нееврейки. 4. Необходимо издать постановление, согласно которому женщина-мамзерет имеет право выполнить заповедь «плодиться и размножаться», оставив на земле свои гены, но при этом оставить после себя потомство без изъяна мамзерута. При этом вынашивать этого ребенка (из оплодотворенной яйцеклетки мамзерет) должна хананейская рабыня по аналгогии с мишной 30 главы 3 трактакта Кидушин. Операция ЭКО, услуги хананейской рабыни, юристов должны оплачиваться из государственного бюджета. Кроме того, можно (?) создать базу ДНК всех галахических евреев мира и каждый рожденный еврейкой ребенок может быть подвергнут проверке на мамзерут. Но этого лучше не делать.

Оставляю Ваш материал для истории - в нём много верной (классической) и интересной (но спорной) информации. Проблема действительно имеется. Хотя преувеличивать её не стоит: незаконнорожденных евреев не так много - хотя бы потому, что при заключении настоящего, ортодоксального брака люди в итоге стараются разводиться, как положено. Есть и другие тонкости, касающиеся исключительно работы раввинских судов... Однако все шаги, описанные Вами (в том числе, очень сложная, очень неоднозначная проблема с суррогатной матерью) - это тема для серьёзного изучения в рамках, прежде всего, раввинских судов, которые знают всю эту проблематику глубоко, изучали её в оригинале и видят все многочисленные детали. 

  • 23.06.2015 03:04

Отношения с неевреями  ]
Кому перешло Мелсикедово священство ,после Мойше ? И ,что случилось с коленом Иосифа , после Короля Седекея и где ,оно сейчас ? И ,что было написано на первых скрижалях полностью ? Вы внимательно изучаете главу в торе Исаю ?

Формулировка вопроса задевает за живое, но - обо всём по порядку. 1. "Священство" перешло не к Моше, а ко всему еврейскому народу: если Вы внимательно читали Торы, наверняка не пропустили там слова, сказанные Творцом перед Синайским Откровением: "И вы будете для Меня царством священников и народом святым". 2. Колено Йосефа перемешалось с остальными, пока трудно сказать точно, кто из него происходит. Полная ясность у нас пока только с коленом Леви: левиты и коhены нам точно известны. Также считается, что большинство сегодняшних евреев - из колена Йеhуды. Ещё есть немного из колена Биньямина. 3. Очень, очень внимательно. Только не в Торе. Йешаяу (так правильно произносится имя этого пророка) - отдельная, большая книга, очень, между прочим, длинная и состоящая (на всякий случай замечаю) не из одной 53-ей главы.  

  • 23.06.2015 02:59

Каббала  ]
Уважаемый раввин Исроэль Зельман! Должны ли люди знать Имя Создателя, если да, то какое оно?

Имён множество. В каббалистических книгах приводится, что все слова Торы - Имена Творца. Главное Имя (Шем а-Эцем) - общеизвестно под названием Четырёхбуквенного. В молитвах используются разные Имена, которые традиционно трактуются как способ обратиться к тому или иному способу управления миром. Поэтому молитвенник (Сидур) - самое простое и надёжное место для обнаружения Имён Вс-вышнего и узнавания их.