• 22.12.2014 19:24

 ]
Шалом рав! Живу в региональном центре России. У нас есть синагога и есть магазин при ней. Всегда идёт пропаганда целая за кошерное пртание. Я начал давно уже. Только вот продается у нас мясо только глубокой заморозки не свежее. Приготовить из него вообще ничего не возможно всё не вкусно получается. Уже забыл что такое нормальная пища. В синагоге тоже самое по субботам. Давайте не будем агитировать людей. Причинять им столько горя...

  • 21.12.2014 21:35

 ]
Раби, еще вопрос, если позволите. Если еврейство - это та национальность, которую рано или поздно выберут все гои (http://i-jew.ru/), то кто будет работать в мессианские времена? Ведь Тора ясно призывает порабощать гоев, чтобы те работали, а не занимались всякой ерундой (идолопоклонством, к примеру). Машиах из рода Давида вроде как сможет натравить на непокорных и саранчу и диких зверей.

  • 21.12.2014 21:29

 ]
Шалом, Исроэль! Вопрос про отличие душ евреев от душ гоев. Я знаю 3 точки зрения по этому вопросу в рамках ортодоксального иудаизма: 1 - у гоев вообще нет Б-жественной души, это животные в человеческом обличье, 2 - у гоев есть Б-жественная душа, но не такая как у евреев, у тех - 2 нешамы, у гоев - одна, то есть нельзя сказать, что это только существа с животной душой (нефеш), ощущение Б-га у них имеется, хоть и слабое 3 - У гоев и евреев есть по нефешу и нешаме, но только по субботам к евреям спускается вторая нешама, которая тут же пропадает при неправильном ее соблюдении. Какая правильная?

  • 21.12.2014 20:46

 ]
Здравствуйте! подскажите пожалуйста с чего начать мне, хочу принять иудаизм, также для своих детей, помогите пожалуйста!

  • 21.12.2014 18:23

 ]
Уважаемый раввин прошу Вас ответить на мои вопросы: 1 кошерны ли грибы, они размножаются спорами, а не семенами. 2 как быть военнослужащему в субботу, по графику дежурства, тренировки учения.

  • 20.12.2014 18:03

 ]
Рав Зельман! Доброго дня Вам! Это не вопрос. Это благодарность Вам. Я просто прочитал Ваши ответы и мне понравилось, как Вы на них отвечаете! Я не Иудей, но во многих спорных для меня вопросах ищу ответы у тех, кто пусть не является Служителем (извините, не знаю, как правильно написать), но считает себя человеком Земли Израиль. (Губерман, Жванецкий). Как говорил мой друг (другой веры) "О! В них великая грусть еврейского народа!" Особенно мне понравился Ваш ответ о возможности лечения диабета клетками некошерного животного. ТАК ответить - это надо быть молодцом - Вы указали о невозможности употребления в пищу, но дали разрешения не преступив Запрета вылечиться тем, кому это важно. Спасибо и до 120 Вам!

  • 18.12.2014 23:58

 ]
Господин Сфасман-Пожалуйста,скажите господину Зельману-Что остальные слушатели-Очень хотят продолжения интересных и познавательных историй!

  • Сфасман

  • 18.12.2014 20:39

Знаменитые евреи  ]
Шалом, Рав, Сфасман выходит с Вами на связь!

Вне всякого сомнения, заслуживают рассмотрения и осмысления диаметрально-противоположные подходы родных братьев (Ицхака-Зеэва и Моше - сыновей р. Хаима) к трактовке еврейской национальной идеи. Следует заметить, что в следующем поколении эти расхождения стали ещё принципиальнее: внуки р. Хаима - р. Йосеф-Дов (сын р. Моше, глава "Ешивы-юниверсити") и р. Мешулом-Довид (сын р. Ицхака-Зеэва, ныне здравствующий глава ешивы "Бриск") разошлись, пожалуй, ещё больше. Первый через 9 лет после рождения государства Израиль произнёс классическую речь "Голос возлюбленного моего стучится", где назвал появление государства и чудеса, связанные с ним, "Б-жественным стуком в дверь": "Посреди страшной ночи, полной стенаний Майданека, Треблинки и Бухенвальда; ночи совершенного Сокрытия Б-жественного Лица, власти зла, сомнений и духовного уничтожения, желавшего утащить "возлюбленную" из её шатра в христианскую церковь; посреди ночи бессонных зовов и поисков "Возлюбленного"... посреди этой самой ночи проявился и пришёл Возлюбленный, явился Б-г и стал стучать в дверь шатра несчастной "возлюбленной", которая ворочалась на ложе в муках ада: родилось Государство Израиль!". Второй опубликовал "Речь об эпохе духовного уничтожения", где исключительно жёстко разоблачил сионизм: "При появлении сионистской идеи мой дедушка р. Хаим опубликовал послание против сионизма... ему сразу была ясна главная идея сионистов: полностью изменить облик нашего народа, сделать его таким же, как остальные - лишить Исхода из Египта, Дарования Торы, Талмуда и всех мудрецов. Причина всех бед - то, что нет у евреев государства, уверяли они. Стоит отказаться от образа "галутного еврея", подставляющего щёки ударам, и препоясаться силой, как сразу ненависть к евреям начнёт спадать... К нашей скорби, сегодня большинство евреев Святой Земли живёт без Торы и заповедей: то, чего не добились сектанты всех времён, удалось сионистам, и именно в этом, как говорил мой отец, доказательство громадности их злодейства... И, при этом, реальность такова, что не бывало такой ненависти к евреям, такого антисемитизма, как тот, который породило государство Израиль во всём мире". Очевидно, что сам момент, сам факт возникновения сильной еврейской национальной идеологии явился огромным испытанием для всех, без исключения, религиозных мыслителей поколения. И если определять основной, самый трудный элемент этой проверки на прочность, получается, что на одной чаше весов тогда оказалась сама прекрасная, соблазнительная мысль о возвращении на Святую Землю, о долгожданном конце страданий, объединении народа на древней Земле пророков; на другой – основные личности, бывшие проводниками этой идеи, отвергавшие духовные богатства нашего народа, поклонявшиеся вождям пролетариата и т.д. Не сделать выбор было практически невозможно: вопрос был главным и кардинальным. Можно было сказать: сама ИДЕЯ – ВЕЛИКАЯ, своевременная, спасительная, и не страшно то, что сейчас – ВРЕМЕННО – её представляют люди вроде Бен-Гуриона (называвшего Ленина «солнцем человеческой истории»). А можно было увидеть в еврейской национал-социалистической идеологии ересь, разрушительную для духовности народа, не поддаваясь общему вихрю энтузиазма... Великие сыновья р. Хаима сделали свой выбор со свойственной всему роду принципиальностью.

 

  • 16.12.2014 07:19

 ]
Скоро Ханука.И...С самой Самэаховой Ханукой,и здоровья самое главное.И благополучие не помешает.Больше доброго света-И в первую очередь чтоб был он в сердце...

  • 16.12.2014 05:33

 ]
Добрый день, большое спасибо за то, сколько времени и энергии Вы тратите на ответы, особенно ценно, что затрагивание вопросы, актуальные для нас, Бней Ноах. Если можно, такой вопрос. Понимаю, он очень общий, но частности в интернете не напишешь. Суть ситуации. Сейчас в России непростые времена. Наша маленькая фирма находится на краю своих финансовых возможностей. Первая мысль снижения расходов - снять с себя некоторое налоговое бремя, но ведь это получается воровство у государства? Теперь вопрос: лучше закрыть фирму, чем уходить от уплаты налогов? вопрос, конечно, в первую очередь, продиктован желанием собственника сохранить свой бизнес, но также и заботой о сотрудниках. Наша прекрасная команда распадется, люди потеряют работу, выйдут на пустующий рынок труда. Понятно, конечно, что все, в итоге выживут. И все же, это будет потрясение для них и семей. А экономическая ситуация сейчас в нашей стране, конечно, патовая...

  • 15.12.2014 20:41

 ]
Шалом, уважаемый рав Зельман, как на ваш взгляд, достоин ли внимания для понимания духовной составляющей иудаизма труд Перла Бессермана - Введение в философию и практику мистических традиций иудаизма? И еще, хотелось бы понять, о каком свете говорит Творец, когда в первый день творения сказал: да будет свет, а увидев его, сказал, что он хорош? Выходит, что этого света, до того, как он появился, не было? Т.е. это какой-то свет, который был сотворён и в то же время он не является светом небесных светил, которые были созданы только на 4-й день? И зачем отделять свет от тьмы? Разве тьма не сама - естественный образом - отделяется от света, ведь там, где есть свет, там нет тьмы? Зачем отделять то, что само по себе отделяется?

  • 15.12.2014 19:52

 ]
С наступающей Ханукой ? Очень хочу сделать перманентный макияж губ, не надпись. Могу ли сделать, я не еврейка, но иудаизм уважаю, папочка еврей мой.

  • 15.12.2014 07:40

 ]
Здравствуйте! Хотели задать следующий вопрос: В некоторых источниках говорится, что гематрия "СССР" = 380 и означает буквально "тюрьма народов". Поскольку СССР уже нет, какова гематрия "Россия" и что означает буквально? Спасибо,

  • 15.12.2014 07:30

 ]
Шалом уважаемый рав Зельман.Вы верно имеете достаточно важные дела.Но ответа-почему-то до сих пор нет.Почему вас не слышно?

  • 14.12.2014 19:45

 ]
Доброго времени суток. У меня два вопроса: 1 кашерны ли гриба ведь они не дают семя (размножаются спорами)? 2 я служу под погонами, по графику выпадают в том числе субботы, тренировки, учения и т.д., как быть?

  • 12.12.2014 15:58

 ]
Здравствуйте, рав Зельман. Я хотел бы найти ответ на галахический вопрос, связанный с соблюдением законов Шабата. У меня есть соображения по поводу светильника, который можно было бы использовать в Шабат: переносить и менять яркость освещения (но не включать/выключать систему). Я составил его краткое описание. В электрическую цепь включены светодиод D, светорегулятор R, выключатель K и источник тока B. Данная цепь не содержит разрывов, которые соединялись или размыкались бы в Шабат. D в качестве светодиода не содержит нити накаливания, его работа не предусматривает появления искр. B - автономный источник электрической энергии (аккумуляторная батарея или аккумулятор). Светорегулятор R представляет собой жидкостный переменный резистор. За счет того, что в таком устройстве подвижный контакт перемещаем не в воздухе, а в электролите - здесь не нарушается контакт и соответственно не возникают искры. До наступления Шабата выключатель K нужно включить, таким образом пустив ток по цепи, и заблокировать от случайного выключения в Шабат. Использование светильника в Шабат подразумевает его перенос в пределах частного владения (ршут-аехид) и изменение силы тока в цепи с помощью светорегулятора R. В зависимости от силы тока будет изменяться яркость лампы. После окончания Шабата выключатель K нужно разблокировать и выключить. Предполагаю, что: 1. В режиме использования такого устройства не должны возникать искры, или раскаляться докрасна какие-либо металлические элементы цепи. Если устройство собрано правильно с точки зрения электротехники - и параметры светодиода соответствуют параметрам источника тока то ни один из элементов цепи не раскаляется во время работы. Светодиод работает при низком напряжении, устроен иначе, нежели обычная так называемая "лампочка Ильича", и не содержит нить накаливания. В процессе работы светодиоды нагреваются очень мало. И жидкостному резистору также не свойственно раскаляться. Жидкость ведь не только препятствует появлению искр, но и охлаждает его. Поэтому здесь не предполагается нарушения запрета на зажигание огня в Шабат. 2. Если полагаться на существующее разрешение перемещать в Шабат (в пределах частного владения "ршут-аехид") включенные электроприборы без нити накаливания (при необходимости их использования, например, в другой комнате), то перенос описанного светильника предположительно подходит под это разрешение. 3. Ток в электрической цепи присутствует постоянно, меняется только величина тока. Цепь не замыкают и не разрывают. Таким образом, не нарушаются запреты на строительство и на создание чего-то нового в Шабат. Что же касается изменения величины тока, то возможно ли сослаться здесь на мнение рава Ойербаха по вопросу использования шаббатнего лифта, где он не считает изменение тока в цепи созданием чего-то нового? Допустимо ли использование такого светильника в Шабат? Благодарю за внимание. С уважением, Элазар.

  • 08.12.2014 23:11

 ]
Вы пишите, что нельзя сказать, что стремление ко злу было вложено в саму природу человека, т.е. нельзя сказать, что человек был изначально сотворен с добрым и злым стремлениями (в своем естестве), и что злые наклонности появились в человеке только в момент Первого Греха. Тогда что имеет ввиду Рамхаль, когда много раз пишет (в Дерех Ашем) следующее: "сотворен человек с добрым началом (ецер тов) и злым началом (ецер ара) " (ч.1, 3:1), "между телом и душой существует постоянное противоборство" (ч.1, 3:2), "единственной причиной зла и недостатка в человеке было то, что так было заложено при его создании" (ч.1, 3:8), "И теперь уже ему не так легко избавиться от недостатков и приобрести совершенство, как это было тогда, когда НЕ ОН был причиной своего недостатка, а изначально СОЗДАН ТАК (с недостатком) (ч.1, 3:8), "человеческий род был создан с добрым началом и злым началом и свободой выбора" (ч.2, 2:2), "Высшая Мудрость приняла в расчет все недостатки, заложенные в природе человека" (ч.1, 4:4) и т.п. Я с Вами согласен, что Всевышний не мог вложить в природу человека недостатки, поскольку человек создан по Образу Всевышнего, который не имеет недостатков. Как я понимаю, причиной Первого греха было не злое начало, которое, по словам Рамхаля, было вложено в природу человека, а ошибка выбора, т.е. Хава прельстилась возможностью получить знание добра и зла, как сказано: "желанно дерево для постижения" (Берешит 3:6), а Адам захотел нарушить волю Всевышнего во имя самого Всевышнего (захотел большего прославления имени Всевышнего), захотел, как учит сам же Рамхаль, сократить влияние Всевышнего для сотворённого мира (сознательно согрешил и пошёл против своей природы, суть которой было добро, и впустил в себя зло; и именно в этот момент изменилась его природа, которая стала иметь дурные побуждения), захотел улучшить замысел Творца: решил, что чем грязнее мир, тем больше освящение имени Всевышнего, т.е. хотел большего сокрытия имени Всевышнего для более сильного Его прославления (проявил, так сказать, некую ревность не по разуму). Но как тогда понять Рамхаля, когда он говорит о злом начале, которые Творец изначально вложил в природу человека? Или это его частное мнение, которое не является, так сказать, неким догматом, или я просто не понимаю то, что Рамхаль хочет сказать?

  • 08.12.2014 22:09

 ]
Рав Зельман, Вы пишите, что наличие физического тела в Будущем мире - это предмет дискуссии, т.е. как я понял, нет более-менее определённого знания о возможности в Будущем мире вступать в брак и рождать детей. Но мы же знаем, что несмотря на то, что у Адама и Хавы были тела, хотя и более духовные, но это были конкретные тела, которым была дана заповедь плодиться и размножаться, - что подразумевает единение мужчины и женщины в браке и рождение детей. Т.е. наличие тела у человека обязательно, поскольку человек был именно так создан: как соединение тела и души, метериального и духовного (душа, не имеющая тела не является в полной мере человеком - это лишь человеческая душа). И потом, мы знаем, что будет воскрешение тел (в первозданном виде), а значит, эти тела будут способны рождать детей. Разве не так? Неужели Всевышний уничтожит то, что обещал воскресить? И ещё, в полной мере человеком считается именно некое единение мужчины и женщины, т.е. единение не только их душ, но и тел, а это подразумевает рождение детей, поскольку тела созданы с детородными органами. И вот, хотелось бы услышать подтверждение моим мыслям или их обоснованное опровержение. Как мыслили мудрецы Торы (если можно, дайте какие-то ссылки; чего нет на русском - можно на иврите, попробую понять)? Заранее спасибо и спасибо за предыдущие ответы, многое проясняется!

  • 07.12.2014 03:53

Основы веры  ]
Здравствуйте рав Зельман Я вам не надоел ещё? Вот ещё что хотел спросить.Почему российские евреи которые репатриировались на Землю Израиль довольно часто мягко говоря-Не совсем положительно относятся к тем евреям которые из стран востока? Слышал разное-Но "мизрахим" по слухам-за "чурок" проходят...Они ж вроде как те же евреи и не мусульмане какие.Ну понятно-что менталитеты различны И всё же- зачем всё это?(Может-Политика?) Это думаю неправильно как-то.Мало ли как кто привык жить-Почему иные люди считают что если они "Из Европы" И значит-Именно у них настоящая культура и правота. Я конкретно ни чей ни адвокат (если так можно выразиться) И тем не менее-Так нельзя Будет коса на камень.Если даже доходит до такого уровня мнений-Что израильские певцы или там певицы жанра "Мизрахи" не поют а...Ну вы понимаете. (А сами можно подумать-не слушают...) Даже тут поддевают.(Мне вот очень нравится мизрахи-стиль. И даже не первого уровня) Что за борьба? Из-за чего? И особенно-За что именно? Кто более правильный или кто больше еврей-Осмелюсь предположить? Но это же-бред какой-то Извините конечно.Но наверное такие мнения высказываются не подавляющим большинством? Не хотелось бы чтоб было так.С уважением.

Не обращайте внимания - обыкновенное непонимание, узость взглядов, культурная костность и т.д. Не знают, не готовы вдумываться и учиться, вот и реагируют негативно. Но, слава Б-гу, так вовсе не все реагируют: среди многих, многих сефардов и ашкеназов царит дружба и взаимопонимание. 

  • 07.12.2014 03:50

Знаменитые евреи  ]
שלום כבוד הרב, רציתי לברר על רב דובוב משכונה רמות, הוא חבדניק שנותן עצות, ברכות וכו' ומה רב חושב על זה-בשביל תועלת ולא סתם בתודה מראש.

שלום, במסכת מגילה (טו.) לומדים מדוד המלך ומדניאל שאפי' ברכת הדיוט לא תהיה קלה בעינינו, ק"ו כשהברכות נותן רב מוסמך... לא זכיתי להכיר את הרב הזה, ולכך איני יכול להגיד חוות דעתי הקלושה על עצותיו. ובכל זאת - אין חכם כבעל הנסיון, ואם יתברר לך שעצות הרב ההוא עוזרות, למה לא תשתמש בהן... כמובן, אם חס ושלום מישהו שנותן ברכות ועצות לא בן אדם כשר והגון (כגון לא שומר תורה ומצוות) אי אפשר לשמוע לו, אבל, כמו שהבנתי, כאן מדובר על אדם כשר (כי הרי לכל יהודי יש חזקת כשרות). בברכת הדיוט - י.ז.

  • 07.12.2014 03:38

Переход в иудаизм  ]
Можно ли мне принять Иудаизм Если мой дед был Халифом В Арабском Халифате. Его зовут Абу-Бакр Ас-Сыддык

Даже если Вы сами - Халиф, иудаизм принять теоретически возможно. Для этого нужно глубокое, бескорыстное желание и готовность учиться. 

  • 07.12.2014 03:36

Прочие законы  ]
Здравствуйте, рав Израиль! Расположите, пожалуйста, "по греховности", следующие деяние: 1) есть свинину 2) есть некошерную говядину 3) есть кошерную говядину без брохи Спасибо!

Здравствуйте. Первые два пункта примерно равны. Есть случаи, когда говядина похуже: например, когда её едят вместе с жиром, который запрещён Торой (тогда нарушается уже два запрета - на нешхитованное мясо и на жир), в отличие от свинины, которая - один большой запрет. Без благословения есть нельзя, однако это всё-таки нарушение заповеди мудрецов, а не запрета Торы... 

  • 07.12.2014 03:33

Прочие вопросы  ]
Шалом, рав. Исраэль. Посоветуете, куда правильно обратится человеку, чье родовое дерево засыпали ветра перемен прошлого века и глубже прадеда Якова Пинчука, он не знает? Правильно здесь задавать Вам такие вопросы?

Шалом. Ваш интерес не связан с фактом установления национальности? Т.е. Вам ясно, к какому народу Вы относитесь, и Вы просто хотите узнать свои корни более глубоко, верно понимаю? 

  • 07.12.2014 03:32

Религиозность и бескорыстие  ]
Уважаемый раввин! Я внимательно прочел Ваши ответы на не мои вопросы. Мои вопросы были о раввине Шмуеле Каминецком, главном раввине Днепропетровска и Днепропетровской области, о том, что он мне не отвечает. И о неуважаемом коломойском и.в., банк которого не отдает мне деньги. И лишил меня пенсии - пенсия государством начисляется, а он мне не отдает. В общем, обидеть пенсионера может каждая своло.., в том числе и коломойский и.в. А вот под каким предлогом он это делает - Крым к России отошел или у соседа жена ушла к другому, какая разница? Я же с ним договор заключал, а не Крым и не с Крымом. Я из Крыма уехал еще до присоединения к России, о чем банку сообщил. Разве в Торе написано что можно не отдавать взятые взаймы деньги если Крым отошел России? Разве в Торе написано, что один еврей (коломойский и.в.) должен так относится к другому еврею? Разве раввин Шмуэль Каминецкий должен так бояться еврея (коломойского и.в.), что даже ему СТРАШНО мне ответить? Вот и все мои вопросы....

Нет-нет, Вы меня не поняли - конечно Вы заключали не с Крымом и т.д. Просто я хотел попробовать Вам помочь разобраться в этом деле, поэтому и спросил, какая официальная причина отказа вернуть деньги. И предположил, что если продействовать по нашим внутренним раввинским каналам, Ваши деньги можно будет вернуть (поскольку сумма наверняка не такая огромная, чтобы товарищ Коломойский или кто там из-за неё обеднел...). Нам же важно добиться чего-то реального, а не просто горевать о взаимонепонимании с украинскими евреями, верно?

  • 07.12.2014 03:28

Переход в иудаизм  ]
Здравствуйте, я нееврейка, но прохожу гиюр... пока безуспешно. В моей жизни происходят разные мелкие события, которые негативно влияют на меня и окружающих. За последнее время потеряла доверие многих людей из-за недопонимая или вообще неизвестных мне причин, все валиться из рук и кругом одни неприятности. Понятное дело,что ко всяким там бабкам я не пойду, но не знаю подействует ли на меня то же, что евреи делают от так называемого сглаза. Мне очень нужен ваш совет

Очень трудно говорить что-то на расстоянии, не зная подробно ситуации, человека и т.д. Может быть, что связано это с процессом Гиюра. Или с тем, что его не надо проходить (а надо остаться представителем своего народа, соблюдающим 7 заповедей Ноаха). Или с тем, что его надо проходить как-то более правильно, более последовательно... Посоветовал бы на время прекратить усилия, связанные с Гиюром - посмотреть, проверить, что будет...

  • 07.12.2014 03:14

Прочие вопросы  ]
Здравствуйте, уважаемый раввин. Прочла несколько коментариев. От некоторых просто в захвате! У меня личный вопрос касается моего брака и развода. Я соблюдающая еврейка из Украины. Буду очень благодарна Вашим ответам. Как писать в "Личку"?

Здравствуйте. Пришлите какой-нибудь электронный адрес, и я Вам, с Б-жьей помощью, напишу.

  • 07.12.2014 03:13

Основы веры  ]
Уважаемый рав, подскажите, считается, что полнота и целостность человека достигается соединением мужского и женского начал в браке (как бы двое становятся одним целым), и вот вопрос: будет ли существовать брак в будущем мире, будут ли там люди вступать в брак и рождать детей? И если да, то будет ли этот процесс бесконечным (в смысле наполнения земли людьми)? Кто-нибудь из мудрецов говорит об этом?

Вопрос наличия физического тела в исправленном мире - предмет старинной дискуссии. Однако соединение мужского и женского, как Вы совершенно правильно указываете, момент просто необходимый, - пусть даже на уровне единения душ... 

  • 07.12.2014 03:10

Прочие законы  ]
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! я нееврейка, во сне приснилась моя подруга (еврейка) - Гения Львовна Флидер (умерла много лет назад). Замечательный, добрый человек, которая спасала жизнь многим людям на этой земле. Во сне она сказала, что там ее не кормят! Очень переживаю за ее душу. Прошу вас, пожалуйста, напишите все, что я должна сделать, что требуется в таких случаях! (родственники живут далеко и связаться с ними нет возможности)

Здравствуйте. Можно сделать ряд вещей. Например, если родственники - неверующие, надо узнать (в синагоге, например) точную дату смерти по еврейскому календарю, и заказать в синагоге, чтобы в этот день читали Кадиш. Стараться, чтобы на праздники, когда читается молитва Изкор, в синагоге упоминалось её имя (ближайший такой момент - в Песах). Ещё бывает, что покупают какие-то святые книги (например, просто в интернет-магазине), посылают их в какую-то ешиву, чтобы они написали на книге, в память о ком она подарена, и изучали её...

  • 07.12.2014 03:04

Основы веры  ]
Шалом, рав. Мой вопрос: "Откуда человеку брать силы для оптимизма и молитвы с каваной, если ничего из того, что он больше всего хочет, не происходит (и ожидание длится уже 3 года). Точнее, иногда, происходит даже обратное от того, что он хочет и о чём молится. И тогда человек уже не хочет ничего просить в "Шомеа тфила", т.к. начинает думать, что это или бесполезно или произойдёт событие, обратное от его желания".

Ох, тяжёлый для меня, простого еврея, вопрос. Будь на моём месте мудрец Торы, он бы (сурово сдвинув брови) процитировал соответствующий отрывок Талмуда из трактата Рош hа-Шана, где сказано, что это только идолопоклонники ставят свои молитвы и вообще всю веру в зависимость от исполнения просьб и желаний, а правильный человек бескорыстно молится, чем и исправляет мир вокруг себя, и на то должны быть направлены все мысли и намерения, но - увы - Вы послали вопрос скромному труженнику иудейского культа, который вряд ли найдёт в себе силы и смелость изобразить настоящего учителя жизни... Глубоко понимаю Вашу тоску! Да, очень, очень трудно нам, простым людям, когда долго-долго просишь, а ответа всё нет... Давайте же вместе будем пытаться чаще задумываться о том, что молитва - не только и не столько необходимый в хозяйстве инструмент выпрашивания у Творца полезных вещей, сколько методика установления "вертикальной связи", приведения в мир - весь, не только в наши собственные дома - благословения и гармонии... 

  • 07.12.2014 02:50

Основы веры  ]
Рав Зельман, учитывая, что человек был сотворён несовершенным и учитывая его предрасположенность к нарушению воли Всевышнего, можно ли сказать, что человек был сотворен с изначально добрым и злым стремлениями в своем естестве? Злое начало в человеке мудрецы связывают с животной душой (нефеш): животными наклонностями, которые и побуждают его ко греху. Отсюда, можно ли сказать, что человеческой душе при самом сотворении присущ некий дуализм: наличие в человеке доброго и злого начала, т.е. о сотворении человека с положительным и отрицательным началами в самом его естестве (где нешама тянет к духовным наслаждениям и общению с Творцом, а нефеш ищет интеллектуального и телесного наслаждения)? И второй вопрос: Всевышний вдохнул в Адама все 5 уровней души или нефеш присуща телу и находится у человека, как и у животных, в крови (поэтому и говорится, что кровь Эвеля взывала от земли, т.е. душа, которая в крови)?

1. Нет, нельзя так сказать: человек был сотворён отдельно, а зло отдельно. И проникло зло внутрь человека в момент Первого Греха. 2. Насколько можно понять из Текста Свитка, всё духовное содержание Первого Человека было дано свыше. (Вообще, от великих знатоков "тайной" части Традиции известно, что человек может родиться только с самым низким уровнем духовности, но это не означает, что Творец не дал ему душу, и она "сама образовалась"). 

 

Календарь