Все новости

Сегодня, 21:31
Вчера, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Нам пишут

Версия для печати

 Сатановская синагога

Учитывая небывалый успех предыдущего материала о раскопках на территории бывшего еврейского квартала в Городке, U-JEW! решил продолжить тему "еврейской археологии". Сегодня наш рассказ об исследованиях в Сатанове. Это местечко неоднократно упоминалось в наших публикациях. Последнее не удивительно - в XVIII веке Сатанов являлся неформальной столицей евреев Подолья, а также части Брацлавщины и Волыни. Кроме того здесь сохранился уникальный комплекс древних памятников иудаики не имеющий аналогов во всей Восточной Европе.

 

Историческое ядро Сатанова - врата города (слева), синагога (на горе) и мацевот еврейского кладбища на переднем плане.

 

Раскопки в Сатанове проведены за счет местного бюджета. Что уже довольно необычно для Украины. Тратиться "на историю" у нас в стране упорно не желают, тем более в глубинке. Но корреспондента U-JEW! данное событие заинтересовало в первою очередь по причине, что эти раскопки имеют ярко выраженный "еврейский акцент".

Тайны старого замка

Начнем с замка. Объект на первый взгляд абсолютно не еврейский. Но только на первый. Напомним, что замок феодала всегда был неотъемлемой частью структуры традиционного еврейского местечка. Даже накануне Второй мировой войны здание горсовета (поссовета, сельсовета, исполкома и прочего "офиса" местной власти) в большинстве штетлов идишеязычное население традиционно называло "замком".

 

 

Сатановская твердыня еще и напрямую связана с историей местных евреев. В частности, когда под стены местечка подошло войско Богдана Хмельницкого, то город сдался без боя. Мещане сами открыли ворота перед восставшими. Сопротивление оказали только поляки-католики, украинцы-униаты и евреи, укрывшиеся в замке, прекрасно понимавшие, что сдаваться на милость победителей смысла нет.

 

Историк-археолог Лариса Виногродская руководит процессом раскопок

 

Предназначенное противостоять небольшим татарским отрядам укрепление закономерно пало, а все находящиеся внутри были уничтожены. Об этих трагических событиях до сих пор напоминает памятник "Скорбный Иисус", установленный в середине XVII века на братской могиле жертв резни. Это самый старый в Украине памятник, посвященный событиям Освободительной войны. Здесь следует напомнить, что хоронившие не особо утруждали себя сортировкой тел погибших по этно-конфессиональной принадлежности, поэтому под абсолютно христианским памятником здесь лежат не только католики и униаты, но и евреи. Точную дату описываемых событий опустим. В разных источниках она "гуляет" в пределах 1649-1653 гг. Учитывая, что Сатанов неоднократно переходил из рук в руки это не удивительно.

Когда в 1667 г. местечко осадила уже турецкая армия, воины-иудеи опять встали на защиту города и замка. Южные (Каменецкие) врата и участок стен возле них традиционно обороняли евреи, находящиеся в подчинении магистрата, а состоящие в замковой юрисдикции – сражались на стенах замка. Но силы были неравны. Янычары, ворвавшись в город, вырезали около 4 тысяч его жителей. Во всяком случае такую цифру называют древние хроники (автор склонен сократить ее на порядок).

После того, как в 1699 г. османы покинули Подолье, укрепления местечка пришлось отстраивать едва ли не с нуля. Тогда же владелец местечка Адам Николай Сенявский заново отстроил и замок.

 

Фамильный герб Сенявских "Лелива" и сегодня украшает средневековые врата Сатанова

 

Знаменитый в истории Речи Посполитой род Сенявских владел Сатановом в XVI-XVIII веках. Упомянутый Адам Николай успел даже побыть Великим коронным гетманом, т.е. министром обороны в сегодняшней терминологии. Любопытно, что центральной фигурой "Леливы" – фамильного герба этого рода – является шестилучевая звезда.

Со второй половины XVIII века замок полностью утратил оборонное значение и был приспособлен исключительно под резиденцию владельцев Сатанова. Внутри возвели дворец, для чего часть бойниц растесали в широкие окна.

 

Врата замка (не сохранились). Ранее над ними висели мечи палача

 

С дворцовым периодом связана еще одна "еврейская" история этого укрепления. В означенное время в замке хранились мечи палача. В назидание и устрашение они украшали его врата. Одним мечем рубили головы преступникам-христианам. Второй, так называемый "кошерный", предназначался исключительно иудеям.

В ХIХ веке замок пустовал. Часть его помещений приспособили под склады, часть – под местную тюрьму. Твердыню доконало строительство расположенного рядом с ней сахарного завода (запущен в 1899 г.). Замок превратили в импровизированную каменоломню. В итоге уцелели только три башни из 6-ти и одна стена из 5-ти. Замковый двор тоже вошел в состав завода. Здесь до самой середины 1990-х хранили свеклу и т.н. "сахарный камень" – известняк, используемый при отбеливании продукции. В итоге за счет завезенного со свеклой грунта и известкового щебня уровень земли здесь поднялся местами на несколько метров (в среднем же приблизительно на 1 м).

 

Ранее неизвестный проход в подземную часть дворца.

Хорошо видно, какая часть стены ранее была род землей (она более темная)

 

На протяжении августа-сентября экспедиция под руководством старшего научного сотрудником Отдела древнерусской и средневековой археологии Института археологии НАН Украины Ларисы Виногродской расчистила ранее скрытую под поздними наносами поверхность стен, раскопала часть гигантского подземного сооружения на месте дворца и открыла фундаменты ранее неизвестных сооружений. Возможно стен первичного замка времен Одровонжей, владевших Сатановом с 1431 по 1523 годы. Напомним, что площадь этого раннего укрепления была намного меньше замка Сенявского.

Здесь поставим точку. Все же это не совсем еврейский объект, хотя и причастный.

Синагога, портняжка и сенсация

Одновременно с замком экспедиция Ларисы Виногродской провела масштабные исследования возле знаменитой сатановской синагоги. Здесь не обошлось без неожиданных и сенсационных открытий.

 

Раскопы у синагоги

 

Как рассказала Лариса Ивановна, исследовать эту территорию она начала еще летом 2015 г. Тогда археологи обнаружили не только вполне прогнозированные слои XVI-XIX веков, но и следы поселения, относящегося к черняховской культуре (III-IV вв. н. е.). Здесь же археологи нашли и остатки древнерусского жилища, относящееся к XII-XIII веку. В дополнение ко всему на этом же месте откопали фрагменты лепной керамики. Период, к которому она относится, еще не определен, но скорее всего это бронзовый или самое начало железного века. То есть их возраст около 3 тысяч лет.

 

Фрагменты горшка XII-XIII веков с уникальным, ранее неизвестным типом декора.

 

Такое столпотворение на небольшом пятачке имеет вполне логичное объяснение. Территория возле синагоги самая удобная для организации поселения. Это мыс с довольно крутыми склонами, образованный на месте впадения речушки Шмаивка в Збруч. Для обороны весьма удобно. Кроме того, сам Збруч был достаточно важной транспортной артерией.

 

Красной стрелочкой показано место раскопа. Хорошо видно, что мыс очень удобен для обороны. (Фото - Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина")

 

К глубокой древности вернемся чуть позже. Все же евреев тогда здесь и близко не было. Разве кто случайно забредал проездом в Киев, да и то - вряд ли.

 

Раскопки на месте дома XVII-XVIII веков (на переднем плане)

 

Остановимся на находках XVII-XVIII веков, напрямую относящихся к еврейскому периоду истории Сатанова. Сразу заметим, что никаких материальных артефактов прямо свидетельствующих, что здесь жили именно евреи, пока не найдено. Но невозможно представить, что прямо под стенами возведенной еще в 1514 г. синагоги жили бы добрые католики или православные. Кроме того, на протяжении как минимум половины тысячелетия, это был исключительно еврейский "куток" местечка.

 

Руководитель раскопок в Сатанове, Лариса Виногродская

 

К сожалению, в силу давней и страстной нелюбви к журналистам госпожа Виногродская была немногословной и информацией делилась крайне неохотно. Обида Ларисы Ивановны на пишущую братию вполне обоснована и справедлива (почему - отдельная история), хотя мерить всех одним аршином тоже не стоит.

 

Для непосвященного - просто черепки. На самом деле - научное открытие. Аналогов такой посуды XVII-XVIII веков ранее никто не встречал.

 

"Белые пятна" пришлось заполнять исходя из собственного опыта. Автор, заметим, имеет некоторые знания в этой области и даже успел поработать в Институте археологии (тогда еще УССР).

Рядом с синагогой археологи откопали как минимум один дом относящийся к XVII-XVIII векам. Учитывая отсутствие следов каменной кладки можно предположить, что постройка была похожей на некоторые "местечковые" домики в Мурованных Куриловцах. То есть деревянный каркас с заполнением из "валькiв" – так на Подолье называют своеобразные необожженные кирпичи из глины и соломы. Тем не менее это был довольно богатый дом (а какой еще мог быть в таком почетном месте?).

 

Среди серой "кухонной" посуды встречаются яркие расписные фрагменты из дорогой столовой

 

О достатке ярко свидетельствуют осколки не самой дешевой керамики, в том числе турецкой. Высокое благосостоянии хозяев дома подтверждают и фрагменты изразцов. Среди них найдены, как довольно дорогие, покрытые ярко-зеленой глазурью, так и простые, без покрытия.

 

 

 

До полного анализа находок сложно сказать, - эти изразцы из разных домов (а то и разных периодов) или - одного. Вполне возможно, что "глазурная" печь стояла в центральном зале, а облицованная изразцами попроще, скажем, в спальне.

 

Фрагмент довольно дорогой стеклянной посудины

Осколки более простых, но тоже не очень дешевых чарок гутного стекла

 

О благополучии жившей возле синагоги неизвестной семьи свидетельствуют и фрагменты стеклянной посуды. Даже самая дешевая гутная стопка стоила тогда немало, а здесь найдены и довольно дорогие. Беднота же пользовалась керамическими. Опять же, если в Городке, о котором мы рассказывали ранее, археологи нашли только самые мелкие медные монетки-боратинки, то в Сатанове среди "потеряшек" уже встречается серебро, пусть даже очень низкопробное.

 

Царский медяк XIX века с верхнего слоя, Рижский солид королевы Кристины около 1650 г., (меньшая монета) и ориентировочно полтора гроша короля Сигизмунла III, первая половина XVII века.

 

С некоторой долей вероятности можно говорить о профессии домовладельца. В частности, здесь найдено немало портняжных булавок. Они точно такие же, как и сегодняшние, только изготовлены из меди. Обилие таких специфических артефактов наводит на определенные выводы.

Более точные выводы о быте жителей "еврейского периода" станут известны после окончательной обработки, систематизации и анализа находок, а это не один месяц кропотливого труда.

Что в имени твоем?

Не исключено, что окончательные результаты раскопок у синагоги наконец прольют свет на историю появления самого необычного украинского топонима.

Как считает Лариса Виногродская, уже сегодня можно с большой долей уверенности говорить, что синагога стоит не просто на территории древнерусского поселения, а на территории довольно крупного городища.

 

Фрагменты древнерусского жилища. Круглые ямы – места где ранее были вкопаны столбы каркаса

 

Отсутствие обязательного для городищ вала объясняется просто. Земляную насыпь попросту срыли, так как она мешала городской застройке. Кстати, от намного более поздних стен и валов, окружавших город до 1831 г., тоже ничего не осталось.

На вопрос, можно ли считать открытое археологами городище древним ядром, из которого впоследствии вырос Сатанов, и можно ли говорить о непрерывном, начиная с X-XIII веков, проживании здесь людей, Лариса Ивановна ответила, что до окончательной обработки результатов раскопок ничего определенного пока сказать нельзя, но такую версию не отбросила.

Если в итоге окажется, что люди здесь постоянно жили еще с домонгольских времен, то это не только намного "удревнит" возраст Сатанова, но и прольет свет на вопрос о происхождении его названии.

Напомним, что всего в 5-6 километрах от Сатанова раскинулись валы Звенигорода. Считается, что это было главное священное городище языческого Збручанского культового центра (он же "Республика волхвов") – последнего оплота древней веры, сохранявшегося в окружающих Сатанов горах еще в XIII веке!

Археологи пока не нашли ничего, что могло бы пролить свет на конфессиональную принадлежность свежеоткрытого (или правильнее - "свежеотрытого"?) сатановского городища. Тем не менее, вне всякого сомнения, оно тоже входило в состав вышеупомянутой "Республики волхвов"

 

Валы Звенигорода

 

Если окажется, что Сатанов является прямым наследником раскопанного археологами древнего языческого городища, то его жутковатое название станет вполне объяснимым. Напомним, что все, касающееся древней веры, Церковь считала "сатанинским". Автор даже не исключает возможности, что именно Сатановское городище могло быть "столицей" языческого образования, – иначе почему только за ним закрепилось такое специфическое название?

 

Надписи на находках указывают где они были обнаружены

 

В этом ключе вырисовывается довольно любопытная картина. Получается, что синагога стоит не просто в центре исторической части Сатанова, но и в самом сердце его колыбели. И не исключено, что в сакральном сердце, где ранее стояло древнее святилище. Напомним, что места поклонения Высшим Силам всегда возводились на территориях с особой энергетикой. Отсюда и расхожая пословица: "свято место пусто не бывает".

Кто был в сатановской синагоге, тот поймет, что имеет в виду автор. Это сооружение (или место где оно стоит) удивительным образом воздействует на людей самых разных вероисповеданий и даже на атеистов! Здесь каждой клеткой тела чувствуется единение с Небом.

 

Археолог Лариса Виногродская и голова Сатановской громады Альберт Собков довольны результатами сезона 2017 г.

 

Ожидается, что в следующем году раскопки в Сатанове, в том числе и у синагоги, продолжатся. Будем надеяться, что в результате мы узнаем немало интересного как о древнейшей истории местечка, так и о повседневной жизни и быте местных евреев.

 

Наши историки регулярно совершают поездки в самые отдаленные уголки Украины в поисках забытых еврейских штетлов. Куда хотите отправиться вы? Напишите в комментариях, и мы найдем там евреев ;-)


Источник:http://ujew.com.ua | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария