Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

ОТ "ПУРИМШПИЛЯ" ДО БОЛЬШОЙ СЦЕНЫ

Театр возник в глубокой древности, как элемент религиозных обрядов - жрецы довольно быстро поняли, что показывать в лицах сцены из жизни богов - намного эффективнее, чем рассказывать. Античный греческий театр, из которого вырос современный классический, тоже вначале был сакральным действом, и только чуть позже превратился в развлечение. Одновременно с "официальным" театром возник и народный, уличный. Последний обычно не заморачивался с жесткими сценариями, предпочитая импровизации, и гармонично объединял в себе не только "сюжетное" действо, но и музыкально-песенно-цирковое. Этот процесс шел параллельно и очень похоже на разных концах планеты, что вполне объяснимо – люди и их запросы везде одинаковы. Естественно, что были свои национальные особенности, но общая фабула процесса оставалась идентичной.

 

При желании можно провести довольно масштабное исследование, на тему общего в народном еврейском театре и, скажем, в индийском, китайском, японском "кабуки" и даже индонезийском театре теней "ваянг". Но остановимся исключительно на Украине.

 

Еврейский театр имеет те же истоки, что и украинский. И первый, и второй выросли из народного религиозно-карнавального действа. Украинский - уходит корнями в "вертепные" постановки, посвященные Рождеству, а еврейский - начинается с "пуримшпиля" – спектаклей, приуроченных празднику Пурим. И "пуримшпиль", и "вертеп" появились практически одновременно - приблизительно в XVI веке.

 

Пуримшпиль. Гравюра середины XVII века

 

Сюжетом для "пуримшпильных" постановок стала известная история об Амане - злобном и коварном царедворце персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Аман, напомним, замыслил истребить евреев, но ему в этом помешали Мордехай и его племянница царица Эстер. В итоге уже сам Аман, его сыновья и сторонники лишились жизни.

 

Мало кто знает (особенно в самой России), что весь знаменитый русский театр с их "Большим" и "Малым", МХАТ-ом и прочая, тоже вышел из сугубо еврейского "пуримшпиля".

 

Русский театр, на самом деле, начинается не с вешалки, а с желания московского царя Алексея Михайловича обзавестись собственным придворным лицедейством, «чтобы не хуже, чем в ихних Европах». Этим он озадачил своего "премьера", - боярина Артамона Матвеева, который тут же развил бурную деятельность. Сценарий для первой постановки написал пастор-лютеранин Иоган Грегори. Артистами стали молодые подьячие Посольского приказа (выражаясь современным языком - самые низкопоставленные клерки тогдашнего МИДа). 16 октября 1672 года государю был показан первый русский спектакль. Назывался он ..."Артаксерксово действо". Как хорошо видно из названия это был типичный "пуримшпильный" сюжет.

 

Московский царь Алексей Михайлович

 

Почему ответственный за театр боярин сделали именно такой выбор? Ответом может быть наша публикация "Жизнь и удивительные приключения царского врача Стефана фон Гадена". Последний был близким другом и креатурой упомянутого выше Матвеева. По протекции боярина, в том таки 1672 г. (странное совпадение) Стефан фон Гаден становится лейб-медиком царя Алексея Михайловича. Как свидетельствуют многочисленные воспоминания современников, врач-еврей и московский боярин любили встречаться и беседовать на самые разнообразные темы. Не исключено, что Артамон Сергеевич, получив "театральное задание" обратился за советом к своему многое повидавшему другу. Тот и посоветовал "не париться" и поставить так хорошо знакомый ему по детству и юности пуримшпильный сюжет. Мол, эта детективная история всегда воспринимается зрителями на "Ура!", и даже плохая игра актеров, в случае чего, компенсируется лихостью и драматичностью сюжета.

 

Но вернемся в Украину.

 

Пуримские музыканты. Гравюра 1741 г.

 

Что для "вертепов", что для "пуримшпиля" характерно полное отсутствие "канонического" сценария с полностью расписанными репликами, свойственного классическому театру. В обоих случаях неизменной оставалась только основная фабула, а далее артисты очень часто играли на полной импровизации. "Пуримшпиль" и "вертеп" объединяет также то, что во внешне сугубо религиозный спектакль артисты старались вставить актуальную сюжетную линию "на злобу дня". Причем "злоба" была, как "общеполитической", так и сугубо местной. Артисты вполне могли пройтись как по королю, гетману, царю, так и по местному феодалу-дидычу, попу, раввину или обычному соседу. "Пройтись" по-разному: могли похвалить, рассказав о добродетелях, но чаще - очень жестко высмеивали, после чего хоть на улице не показывайся.

 

Использовались и готовые сборники текстов. Чаще всего - рукописные, но известны и печатные варианты. Как, например, изданная во Франкфурте в 1708 г. "пуримшпильная" брошюрка. Тираж, правда, по требованию раввинов, вскоре сожгли. Авторы текста переборщили с ядрёными, часто неприличными шуточками - причем, преимущественно, в адрес раввинов.

 

Еврейских пуримшпилеров и украинских вертепников объединяет и то, что они ходили по домам, где развлекали земляков за несколько мелких монет или за угощение с выпивкой. Были, естественно, и выступления на широкой публике - в синагогах и церквях соответственно.

 

На картине Морица Даниэля Оппенгейма "Пурим" мы видим домашний "Пуримшпиль"

 

В некоторых пуримшпильных сценариях можно найти даже заимствования с популярных украинских текстов. В частности - знаменитого ответа запорожцев турецкому султану. Например, в одном из сохранившихся текстов Мордехай приветствует царя Артаксеркса-Ахашвероша такими словами:

"Ты царь? По мне, ты выглядишь как мойщик кишок, как висельник, как погонщик собак, как охотник на котов. Но раз уж ты царь — возьми мою палку и поцелуй меня в тухес"

 

Пуримшпилеров, как и "вертепников" сложно было назвать даже аматорами. Последние хотя бы регулярно собираются на репетиции, да и выступают не раз в году. Более того - пуришпильные и вертепные труппы очень часто к следующему празднику могли полностью "обновить состав".

 

Первым шагом к профессиональному еврейскому театру стало появление в Галиции так называемых "бродерзингеров" - певцов из Брод. Это был еврейский вариант знаменитых "бременских музыкантов". Здесь даже название родины странствующих артистов несколько похожи: Броды-Бремен.

 

Если "пуримшпилеры" собирались только на праздники, то "бродезингеры" работали почти на постоянной основе. Хотя их называли "певцами", они не только пели и играли. "Бродерзингеры" также разыгрывали юмористические и сатирические сценки, показывали фокусы, танцевали и т.д. Позже такие же бродячие труппы появились на Подолье и Волыни, но исторически сложившееся название "бродерзингеров" закрепилось за всем явлением. Бродензингеры уже по домам не ходили, а выступали "стационарно". Обычно в качестве импровизированного театра использовалась местная корчма.

 

Еврейский театр в современном понятии возникает на волне появившегося во второй половине XVIII века движения "Хаскала" (просвещение). Идеология "Хаскалы" строилась на большей интеграции евреев в европейское общество, и рсширении образования в области светских наук. К середине XIX века это движение становится очень популярным. Его сторонники получают название "маскилим" (на ивр. - просвещенные, уразумевшие).

 

Толчком к возникновению классического еврейского театра стало появление идише-язычной драматургии.

 

Шломо Эттингер и варшавское издание комедии "Серкеле", 1875 г. (фото wikipedia.org)

 

Одним из первых еврейских драматургов стал Шломо Эттингер (1801-1856 гг.). Его комедия «Серкеле» стала классикой в истории еврейского театра, а имя главной героини - долгое время было даже нарицательным. Впервые как пуримский спектакль драму поставили студенты Житомирского раввинского училища в 1862 г.

 

Главной героиней этого произведения является Серкеле - хитрая, бессердечная, невежественная и очень жадная торговка мукой. Сфабриковав фальшивое завещание, она незаконно присваивает себе чужое наследство и становится самым богатым человеком в местечке. Но, как и положено по жанру, беспринципная негодяйка терпит поражение, ее темные делишки становятся достоянием гласности, справедливость восстанавливается, добро торжествует, а зло повержено.

 

На первом этапе еврейский театр оставался на аматорском уровне. Играли не профессионалы, а энтузиасты, и где придется - от неприспособленных помещений до взятых в аренду театральных подмостков.

 

Рождение профессионального еврейского театра связывают с труппой Авраама Гольдфадена, сыгравшей свой первый спектакль в октябре 1876 г. в городе Яссы (Румыния).

 

Почтовая марка в честь Авраама Гольдфадена и его театра.

 

Талант Гольдфадена был всеобъемлющим. Он был и артистом, и режиссером, и художником-сценографом, и автором сценариев, и антрепренером (то есть продюсером). Произведения Гольдфадена исполнялись не только в Яссах, но и множеством других еврейских трупп, как любительских, так и профессиональных.

 

Любопытно, что в музыкальном оформлении он часто использовал украинские народные песни. Например, в пьесе "Ди кишуф-махерин" ("Колдунья") одна из партий Миреле положена на мотив известной песни "Стоїть гора високая".

 

В Российской империи у еврейских театров была та же проблема, что и украинских - запрет на язык. В 1883 г. царское правительство строго запретило использовать идиш в театрах. Разрешался только русский или немецкий. Даже официально еврейские труппы регистрировались, как "немецкие" или "еврейско-немецкие". Здесь стоит вспомнить труппу уроженца Бердичева Аврахама Фишзона (1843-1922).

 

В 17 лет Аврахам бежал из дома и примкнул к бродячей труппе "бродерзингеров". Сначала он был простым артистом вскоре сам начал писать комические песни и тексты сценок-миниатюр, которые сам же и исполнял под псевдонимом Алтер Бадхен (Старый бадхан). Для тех кто не знает - "бадхан" - человек развлекающий гостей на свадьбах.

 

Позже он перешел на более крупные сценические формы и прославился, как автор еврейских водевилей и мелодрам, а к тридцати годам стал антрепренером собственной труппы и объехал впоследствии с гастролями сотни штетлов Российской и Австро-Венгерской империй. Фишзон нашел способ обходить правительственный запрет. За определенную мзду местные урядники вмиг глупели и делали вид, что не отличают немецкий язык от идиш. Но в крупных городах это "не катило". В частности известен случай, как в 1908 г., не смотря на смягчение дискриминационных законов после событий 1905 г., ему так и не удалось договориться с урядником, после чего Фишзон наотрез отказался играть на немецком и отменил спектакль.

 

Языковая проблема часто решалась гастролями по Галичине. Евреев там было не меньше, а австро-венгерское законодательство - намного либеральнее. Особенно любили Львов, где с 1889 г. действовал стационарный еврейский театр Якоба Бера Гимпля.

 

Первая премьера львовского театра состоялась 12 мая 1889 г. Зрителям показали оперетту Авраама Гольдфадена "Шуламит". Не смотря на значительное противодействие ортодоксов, премьера прошла при переполненном зале и стала важнейшем событием в еврейской жизни Львова.

 

Под здание театра Якоб Бер Гимпл приспособил бывшую столярную мастерскую, стоявшую в сквере у подножия Замковой горы и называемого в народе "Под сорокой". Здание построили еще в 1849 г. С 1870-х оно использовалось под шинок и было любимым местом выступления "бродерзингеров".

 

Заведение "Под сорокой", Львов. Здесь открылся первый в Украине еврейский театр. План 1872 г. (фото berkovich-zametki.com)

 

Интересный факт. Осенью 1905 года, спасаясь от волны погромов, организованных черносотенцами, во Львов бежал Шолом-Алейхем. Пребывая в столице Галичины, знаменитый писатель немало времени уделял местному театру и общению с артистами. В итоге появился его роман о еврейских актерах "Блуждающие звёзды", - впервые опубликованный в 1909-1910 гг. в варшавской газете "Ди нае вельт" ("Новый мир", - идиш)

 

3 сентября 1914 Львов заняла царская армия и в город пришел пресловутый "русский мир". Директор театра Самуэль Гимпель (сын основателя) тут же подал военному губернатору Галичины графу Шереметьеву прошение о разрешении представлений, но получил резкий отказ. Впрочем, после кровавого погрома 27 сентября, организованного оккупантами, было уже не до театра - большая часть артистов бежала из города. Когда захватчиков в 1915 г. прогнали - работа театра на короткое время восстановилась. Но вспыхнувшая в 1918 г. украино-польская война вынудила Самуэля Гимпеля с труппой эвакуироваться в Перемышль. Только в 1921 г. театр вернулся во Львов, после чего активно действовал до самого начала Второй мировой войны.

 

Но вернемся на левый берег Збруча, в Российскую империю. Здесь стоит вспомнить созданную в 1908 г. в Одессе еврейскую труппу Переца Гиршбейна. Но проект оказался неудачным. Гиршбейн много экспериментировал с популярным тогда символизмом. Последнее вызвало громадный успех у ценителей и полное непонимание у основной массы еврейского населения.

 

Переломным для еврейского театра стала Февральская революция 1917 г., отменившая множество дискриминационных запретов. Что же было дальше - об этом во второй части нашего исследования.

 

Автор: Дмитрий Полюхович

Источник: http://ujew.com.ua
  • 14-03-2017, 18:24
  • Просмотров: 3450
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список